Краткая поездка по городам

юго-восточнее Москвы

с 19 по 22 июня 2013 года.

 

Как и предыдущие повествования (см.www.georfed.narod.ru), это описание предназначено для путешествующих самостоятельно и освещает, в основном, хозяйственно-бытовые подробности пребывания в дороге и в населенных пунктах. В тексте приводится стоимость разного рода услуг, режим работы организаций, оказывающих эти услуги - информация, которая может пригодиться при планировании путешествия.

 Путешествие в 2013 году должно было быть значительно продолжительнее, но погода и другие обстоятельства вынудили его сократить. В краеведческом приложении (http://georfed.narod.ru) приводятся материалы и о тех населённых пункта, которые я первоначально планировал посетить, или мог оказаться в них непреднамеренно.

 Актуальные расписания железнодорожного транспорта рекомендую смотреть на http://rasp.yandex.ru, а местного автотранспорта на сайте http://all-transport.info/

 

 

Путь от Москвы до Скопина – 197 км+93 км

 

Выезжал я рано утром от платформы Вешняки на первой электричке в 5.35 до Голутвина, куда в полупустом вагоне почти со всеми остановками прибыл в 7.41.

Чуть позже на другой путь островной платформы подошла электричка из Рязани. Постояли они примерно полчаса и разъехались в разные стороны. В Вешняках я брал билет сразу до Рязани, так что суетиться и бегать через мост за билетом не пришлось, тем более что выпускают с вокзала через агрегаты. Я давно был в Голутвине, но, похоже, что пришлось построить новый мост для беспрепятственного прохода через пути местных жителей.

Я решил доехать до платформы Лагерный (одна остановка до Рязани-1 и Рязани-2), а оттуда дойти пешком до автовокзала, называемого Центральным, хотя расположен он на северной окраине Рязани.

От платформы Лагерный нужно дойти до Московского шоссе, по подземному переходу перейти его и двинуться в сторону центра Рязани. Через 15-20 минут появляется большое здание автовокзала. Я постоял минут 10 в очереди и купил билет за 197 рублей на рейс до Скопина с указанием сидячего места. Рейс в 10.20, так что я автовокзала толком не видел. У навеса стоял гибрид автобуса и маршрутки (18 мест). Сидеть было неудобно - для моих ног места было маловато. На южной окраине Рязани водитель подсадил ещё несколько человек, так что в проходе стояли. Цену он определял произвольно – подсевшая и стоявшая в проходе пара заплатила до Скопина по 200 рублей.

Местность поначалу равнинная, но при подъезде к Пронску появились холмы, и стало живописнее. В Пронск этот маршрут не заезжает, и много народу вышло у поворота на Пронск, где стоит маленький навес. С дороги, снизу, видны крайние дома посёлка на высоком откосе.

Дорога неплохая и ехали мы быстро. Слева, в отдалении, видны высоченные трубы Рязанской ГРЭС в Новомичуринске. Помянули Мичурина неслучайно – он был уроженцем этих мест (деревня Мичуровка рядом с поворотом на Новомичуринск), учился в Пронском Уездном училище и потом поехал продолжать образование в г. Козлов, где осел и прославился так, что Козлов переименовали в Мичуринск. Новомичуринск, кстати, числится в Пронском районе, хотя в пос. Пронск 4 тыс. жителей, а в Новомичуринске – 20 тысяч. Видимо, давний уездный центр Пронск сохранён в качестве райцентра в воздаяние его древности. Ещё до монгольского ига Пронском управляли удельные князья.

Переехали грузовую одноколейку, которая ведёт из Скопина, через окраины Новомичуринска, к станции Биркино на перегоне Кораблино – Рязань. Под высокой насыпью ж/д линии Скопин - Павелец проехали по тоннелю и оказались на ул. Карла Маркса исторической части города Скопин. Доехали до Скопина меньше, чем за 2 часа.

 

Скопин

Упоминается с 12 века; город с 1663г.; р.ц. Рязанской обл.;

на левом берегу р. Верда (бассейн р. Ока);

Ж/д станция на линии Узловая - Ряжск; 32 тыс. жит.;  

Карта г. Скопин - http://www.russiamaps.newmail.ru/62.htm

 

 

Вышел в центре, не доезжая до автостанции, на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. На углу увидел музей, но прежде надо было поесть и устроиться. Прошёл немного дальше по ул. К. Маркса по нечётной стороне улицы и зашёл в столовую №2: маленькая забегаловка, работающая с 8 до 17. Несмотря на незначительность цен – всё съедобно.

Потом нашёл гостиницу «Верда» (ул.Советская, д.98). Гостиница занимает часть второго этажа, да и то некоторые номера используются непрофильно, например, для деятельности торгово - промышленной палаты. Номера 1-2-х местные. За 450 рублей получил одноместный номер с умывальником.

Умылся и пошёл бродить по интересному городу. Сначала зашёл в музей (ул. Карла Маркса, дом 95/18, с 9 до 17, кр. понедельника, билет – 30 рублей). Краеведческий музей богатый и интересный, переехал в это здание 10 лет назад и хорошо в нём освоился.

Рядом, за углом, на ул. Ленина д.20, расположен музей гончарства, но туда я не пошёл – там выставляются изделия современных гончаров – промысла, издавна процветавшего в Скопине.

Размещены эти музеи в солидных двухэтажных зданиях 19 века, и таких зданий в Скопине много. Скопин был до середины 19 века небольшим и небогатым уездным городом Рязанской губернии, сильно пострадавшим от пожаров. Но после послабляющих реформ Александра Второго шустрый местный уроженец по фамилии Рыков основал скопинский городской Общественный банк и организовал финансовую «пирамиду», просуществовавшую с 1863 года по 1882 год, когда началось следствие, а пирамида с треском и скандалом развалилась. Но за это время в Скопине успели построить много хороших жилых и общественных зданий.

Как и все нувориши, очень любил Рыков делать пожертвования на религиозные цели, а Никольскую церковь на кладбище за железной дорогой, построил на собственные средства. Видимо рассчитывал быть там торжественно похороненным.

Но царизм был жесток и, в результате громкого судебного процесса в 1884 году, Рыкова отправили в Сибирь, на поселение. Сопровождать туда его никто из родственников не решился, а вскоре Рыков, в возрасте чуть более 50 лет, скончался то ли от переживаний, то ли ему помогли незадачливые вкладчики. Это не нынешние времена, когда отсидка Мавроди была кратковременной и ничему его не научила. Но и современность бывает разной: Неверов, основатель «пирамидального» концерна «Гермес» первым пожертвовал миллионы рублей на воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, а после развала собственноручно созданной пирамиды исчез бесследно. Господь ему не помог, а церковники забыли изначального благодетеля, и в храме нет фамилии Неверова в длинном списке спонсоров возрождения главного собора Московской патриархии.

Для поддержания имиджа пирамидальной структуры и в 19 веке требовались большие средства: строительство общественных зданий для городских нужд (ведь банк был городской и общественный), взятки финансовым и полицейским властям в Петербурге, Рязани и Скопине, проплата газетчикам за оды, дифирамбы и панегирики  блестящему финансовому положению банка. Значительной статьёй расходов была раздача денег за молчание сотрудникам, причастным к афере, ведь все 19 лет скопинская пирамида имела дело только с иногородними – Рыков категорически запрещал принимать вклады от жителей Рязанской губернии.

Так что в ходе следствия какой-либо наличности у владельцев банка не обнаружили. Возвращать обманутым вкладчикам было нечего, а с них было собрано 12 миллионов рублей – сумма, по тем временам, фантастическая.  

Ощутимая часть средств осела в Скопине. Менее чем за два десятилетия в городе были учреждены: реальное училище, женская прогимназия, четыре приходских училища, библиотека-читальня, гостиница, больница, два приюта, богадельня, построены магазины, уложена порядочная мостовая на главных улицах. Кроме того прикормленные Рыковым скопинцы интенсивно строили свои частные каменные дома, соревнуясь друг с другом.

Сам Рыков для себя дворцов не строил, предпочитая проживать в хорошем каменном двухэтажном доме рядом со своим банком (дом и сейчас стоит на пл. Ленина напротив здания нового почтамта), тратя деньги на роскошную жизнь. Опыт у него был – в годы, предшествующие руководству банком, Рыков спустил 200 тысяч рублей, полученных в наследство.

Помимо церквей любил Рыков строить учебные заведения. Особенно впечатляет трёхэтажное здание реального училища, в котором за долгие годы функционирования училось много известных людей. Окончил скопинское реальное училище академик Струмилин – дореволюционный большевик, один из организаторов системы пятилетнего планирования, а потом корифей несуществующей науки – политэкономии социализма. Учился в реальном и писатель Афиногенов, больше известный, как РАПП-овский погромщик литературы. Завенягин, впоследствии соратник Берии по атомному проекту, а до того начальник лагеря в Норильске и руководитель строительства там комбината, в предреволюционные и революционные годы обучался в реальном училище Скопина. В здании реального училища после революции разместилась школа №1 г. Скопина (ул. Пролетарская, 10).

Из современных деятелей, проживавших в Скопине, наиболее известен член путинской команды Владислав Сурков, окончивший школу №2 (ул. К. Маркса, д.90, напротив музея). Эту школу, после признания аварийной в 2009 году, едва успели отделать евроремонтом, как Сурков, способствовавший этому ремонту, пал в 2013 году жертвой интриганства, и уже несколько месяцев не получает назначения на высокие посты.

Питомец той же школы №2 более позднего выпуска пошёл по параллельной карьерной лестнице и в настоящее время является епископом Скопинской и Шацкой епархии, охватывающей южную часть Рязанской области.

 

Весь день была хорошая погода: высокая облачность, иногда солнце, изредка капал дождь. Ходить по прямоугольно спланированному городу было приятно и интересно.

После музея я, не спеша, отправился по улице Ленина в сторону ж/д и авто вокзалов. Одноэтажный каменный ж/д вокзал был построен в 70-е годы 19 века при проведении одного из первых участков Сызрано-Вяземской железной дороги. Внутри вокзала касса и несколько блоков сидений. В зал ожидания пассажиров не пускают – нечего их баловать. Других скамеек на привокзальном пространстве не наблюдается. Вход в вокзал только со стороны платформ. Двери с улицы закрыты и снаружи на их месте устроен мемориал 84-ой морской стрелковой бригаде, освободившей 27 декабря 1941 года Скопин от двухдневной оккупации. В отдельном домике функционирует бесплатный старинный туалет примитивного устройства.

Наискосок от здания ж/д вокзала располагается небольшая площадь, на которой стоит одноэтажное здание автовокзала с залом и скамейками. Расписание только внутри. Скамейки, без навесов, есть и на разворотной площадке. Туалет автовокзала платный. На противоположной стороне площади – кафетерий, работающий с 8 утра до 17 часов.

Я хотел от вокзала, перейдя пути, задворками дойти до кладбища и посмотреть Никольскую церковь, построенную Рыковым, и в которой он был церковным старостой, но ж/д пути были заняты отстаивающимся грузовым составом. Переходного моста нет.

В это время начал накрапывать дождь и я на несколько минут спрятался под большой навес остановки городского транспорта (такие же имеются на многих остановках в городе). Вскоре сел на маршрутку №15, заплатил 12 рублей и доехал до центра Скопина. Количество городских и пригородных маршрутов и их направления мне неизвестны (администрации обычно не публикуют схемы внутригородского движения), но, видимо, много, т.к. в состав Скопина входят многие отдалённые посёлки бывших здесь раньше шахт по добыче бурого угля. В 60-80-х годах, после прекращения добычи, в посёлках были размещены промышленные предприятия разных отраслей.

В центре города стал обходить улицы, расположенные на вершине холма, т.е. самые старинные и презентабельные. Хороших домов много – посмотреть есть на что.

Очень симпатично выглядит расположенная недалеко от гостиницы пл. Ленина – сквер, окружённый старинными солидными домами и более современными зданиями администрации, торгового центра (видимо в молодости кинотеатра), большого Дворца Культуры постройки 1957 года с колоннами. В центре сквера давно не работающий большой фонтан того же времени. Многофигурная группа символизирует стремление к миру, которое выражает малый ребёнок, выпускающий голубя. Остальные фигуры группируются вокруг него и поднимают как можно выше. До 50-х годов на этой площади стояла (на месте ДК) крупная Покровская церковь, к тому времени изрядно порушенная.

Другая большая площадь (Красная) сейчас занята стадионом. Стадион ограждён сплошным забором с одним входом и выглядит очень аккуратно: ряды неполоманных пластмассовых сидений, площадка для пляжного волейбола и т.п. За забором стадиона, в сторону обрыва, располагается маленький парк культуры, где, рядом с руинами старых аттракционов соседствуют современные горки, на которых катаются дети. Парк расположен на месте древней крепости и виден даже «полуостров», которым она нависала над обрывом. Парк со стороны обрыва ограждён решёткой, но подойти и полюбоваться далями трудновато, т.к. внизу дома и деревья. Однако это единственное место в Скопине, откуда дали хоть как-то проглядываются. Вместо смотровой площадки стоит у забора примитивный туалет. После крепости на этом месте был построен величественный Троицкий собор, который уничтожили для устройства стадиона, первоначально называвшегося «Забой».

Но уже захотелось поесть, и я предпринял розыски. Улица Ленина, утыкающаяся в стадион, сделана на участке от ул. Маркса до стадиона малопроезжей и пешеходной. Там я нашёл кафе «Винтаж», работающее до 17 часов, где неплохо пообедал, несмотря на ограниченность блюд перед окончанием работы. Потом сел покурить на одну из скамеек посреди улицы и заметил вывеску ресторана. Расписания его работы на двери не было, а подниматься на второй этаж мне было лень.

После этого прошёлся до Базарной площади, но там ничего интересного: рынок, занимающий её территорию, был уже закрыт, посреди застроенной площади виднеются обезглавленные остатки большой церкви. Рыночное кафе «Колос» на Пушкинской ул. д.25 готовилось к закрытию (работает с 7 до 18).

Возвращался по Рязанской ул., где видел на углу с ул. Ленина кафе «Улыбка», работающее с 8 до 18, а потом по ул. Полетаева. На этой улице, на пересечении с Комсомольской, стоит Сретенская церковь, которая сейчас является кафедральным собором Скопинской и Шацкой епархии, образованной в 2011 году. Церковь конца 18 века неоднократно перестраивалась, и сейчас переоформляется – снаружи установлены строительные леса. Внутрь не заходил, служба ещё продолжалась, и не хотелось ненароком задеть непомерно разросшиеся чувства верующих.

Маленькие магазины уже начали закрываться, и я зашёл в расположенные неподалёку от гостиницы сетевые магазины «Пятёрочка» (ул. Маркса) и «Магнит» (Комсомольская ул.) купить там съестное на ужин и завтрак. Ассортимент и цены примерно такие же, как в Москве. «Пятёрочка» приглашает на работу продавцов – видимо безработица в Скопине находится не в острой стадии.

 

 

Проезд от Скопина до Ряжска – км

 

Утром поехал на ж/д вокзал на маршрутке (остановка напротив «Пятёрочки»). Купил билет до Ряжска за 82 рубля. Поезд Урванка - Ряжск состоит из пяти новеньких кресельных вагонов. Дорога однопутная, многие станционные сооружения сохранились со времени строительства в 70-х годах 19 века. Народа в вагонах было мало. Прибыли в Ряжск около 10 часов.

Двухэтажный каменный вокзал на узловой станции Ряжск огромный и пустынный в этот относительно ранний час. Железнодорожный музей, организованный в большом помещении бывшего вокзального ресторана, имеет свободный доступ только два дня в неделю: во вторник и в субботу с 10 до 13. В остальные дни необходимо заказывать экскурсию. Буфет в уголке громадного зала - маленький и бедноватый. Вокзальный туалет с водопроводом и канализацией пока не утратил своей бесплатности. Без проблем купил за 189 рублей билет на поезд до Моршанска, отправляющийся через четыре часа. Столько сидеть на пустынном вокзале не хотелось, и я, по длинному надземному переходу, дошёл до крытой, со скамейками, остановки автотранспорта.

 

 

Ряжск

Упоминается с 1502г.; город с 1778г.; р.ц. Рязанской обл.; на реке Хупта,

узел ж/д дорог на Богоявленск, Павелец, Рязань, Вернадовку;22 тыс. жит.

Карта г. Ряжск - http://www.russiamaps.newmail.ru/62.htm

 

 

Немного подождал и сел в «Газель» маршрута №1 (ходит днём каждые 15 минут, вечером каждые полчаса, ночью через полтора-два часа), заплатил 12 рублей, и поехал в центр Ряжска. Ехали минут 15, сначала переехали реку Хупта, поднялись в гору и я вылез вместе с большинством в очевидно оживлённом месте. Хотя я был в Ряжске в 2005 году (см.www.georfed.narod.ru), но сориентироваться сразу не смог и спросил «Где музей?». Мне показали направление. Музей располагается в двухэтажном здании (ул. Комсомольская д. 11/41) на углу с улицей Маркса. Музей богатый и интересный, особенно много бытовых предметов разных времён. Работает с 8 до 17 с перерывом с 13 до 14. Выходной – пн. Билет для пенсионеров – 15 рублей. Я попросил сотрудниц музея часок похранить мою сумку, а сам налегке отправился прогуляться по исторической части Ряжска.

В первый свой краткий вечерний приезд я искал, где переночевать, поесть, автостанцию и занимался т.п. суетнёй. На этот раз я пошёл в сторону изначальной крепости по прямолинейно распланированному в 18 веке городу. На улицу Маркса нанизаны две квадратные площади. На пл. Ленина большое торжище, а пл. Свободы тихая, на ней маленький детский парк. Дошёл этой же улицей до оврага, на другой стороне которого видна малоинтересная церковь – туда не пошёл, а отправился в сторону обрыва над рекой Хупта, где когда-то была крепость. По дороге видел хорошо ухоженное, без деревьев, Братское кладбище. На пересечении с Красной улицей явно виднеются заросшие деревьями спуски к Хупте и оврагу, но ходить туда мне было некогда. На месте старинного острога располагается следственный изолятор (ул. Красная, д.1А), но из-за позднейших переделок, достроев и колючки древности сооружения не ощущается. Обратно возвращался по другим улицам, на которых тоже много старинных домов, в т.ч. двухэтажных, но, конечно, таких богатых, как в Скопине нет. По дороге зашёл в кафе «Лакомка» (ул. Маркса, д.35, недалеко от музея), где вкусно пообедал. Работает кафе с 8 до 17 часов, имеется цивильный туалет для клиентов.

Было жарко, и больше хождений по городу не устраивал. Зашёл на автостанцию, которая сейчас переехала с дальней окраины и располагается на Пролетарской ул. д.9. Кассовый зал маленький с несколькими скамейками. Транспорт на ж/д вокзал ожидал под навесом на ул. Горького. Ехал на каком-то автобусе, так что заезжает на вокзал не только маршрутка №1.

 

 

Проезд от Ряжска до Моршанска – км

  

 Напрасно я суетился с предварительной покупкой билета – могучий двухсекционный тепловоз поволок в сторону Моршанска один кресельный вагон, да и то половина мест пустовала. Дорога одноколейная, полуторавековые вокзалы (в основном деревянные) сохранились со времён постройки первого участка Ряжск - Моршанск. Относятся к ним аккуратно, и, не в пример другим местам, берегут. Даже неиспользуемые здания стоят с заколоченными окнами, но в целости.

Ехали почти три часа в вагоне с проводником, продающим билеты. Работал туалет, не то что в электричках. В вагоне было много путевых рабочих, подбираемых на станциях или при специальных технических остановках. Некоторые стоянки были при совмещении автодорожного полотна и открытой двери вагона, как когда-то я уже видел в Псковской области. Дорожные рабочие, по вековой привычке, курили в нерабочем тамбуре, игнорируя госдумовских борцов.

 

 

Моршанск

Упоминается с середины XVII в.; город с 1779г.; р.ц. Тамбовской обл.; на реке Цна,

 ж/д станция на линии Ряжск - Вернадовка; 41 тыс. жит.

Карта г. Моршанск - http://www.russiamaps.newmail.ru/68.htm

 

При подъезде к Моршанску появились тучи, начался мелкий дождь и я, зайдя в крупное одноэтажное здание вокзала, поинтересовался комнатой отдыха пассажиров. Мне любезно показали её: двухместную, с унитазом и умывальником. Из-за дождя решил поселиться на полсуток (это стоит 425 рублей), а утром, в зависимости от ситуации решить, как поступать дальше. В комнатах отдыха можно останавливаться на сутки (более 800 рублей), на 2, 4, 6 часов – это дешевле, но непропорционально.

Зашёл в номер, познакомился с соседом – командировочным из Мурома, монтирующим электросеть на станции, давно живущим в номере. Дождь в это время прекратился, я бросил сумку в номере, собрался и поехал в центр Моршанска на маршрутке №1. Стоимость проезда по городу – 12 рублей.

Поехал я прежде всего узнать, ходят ли из Моршанска автобусы до Шацка, т.к. это незнание не позволяло мне планировать дальнейшие свои действия. Методом неоднократного опроса местного населения нашёл автостанцию, недавно переехавшую ближе к центру города (на ул. К. Маркса, д.89). Не все встречные знали о её перемещении. Выяснил, что через Шацк проходят автобусы на Москву, но отправляются они в ранние утренние часы или вечером. Решил с утра переселиться в городскую гостиницу, чтобы не зависеть от маршруток. Дождя в это время не было, но тучи ходили. Решил прогуляться по городу, заодно поискать гостиницу. Дошёл до главной (Октябрьской) площади, но там гостиницу «Юбилейная» перепрофилировали в одноимённый торговый центр. В это время начал капать дождь, и я спрятался в сетевом магазине «Бегемот», размещающемся в одном из больших корпусов старинного гостиного двора. Я из анекдота давно знал, что Россия  - родина слонов, но что Тамбовщина – исконная территория гиппопотамов было для меня новостью. Магазин с хорошим ассортиментом, занимает всё внутренне пространство большого корпуса. Когда из помещения вышел, дождь перешёл в ливень с грозой, и пришлось целый час прогуливаться по галерее, окружающей здание, избыточно при этом покуривая и любуясь промокшим Лениным, повернувшимся спиной к администрации, и грустно рассматривающим торговые заведения перед собой.  

Дождь поутих, и я дошёл до гостиницы «Цна» (ул. Ленина, д.60, на углу с Интернациональной ул.). Поднялся на второй этаж, переговорил с портье. Места в отеле имеются.

Дождь небольшой интенсивности продолжался и пока я долго ждал маршрутку до ж/д вокзала.

Вечером дождик продолжался, так что выходил курить рядом с дверями опустевшего вокзала, чем нарушал законоположения о 15 метрах запрещённого пространства. Хорошо ещё, что несмышлёные единороссы не догадались обозначать запретную зону дугой, которая давно используется на баскетбольных и гандбольных площадках. Во время одного из перекуров рядом тем же занимался вокзальный полицейский – ему тоже на дождь выходить не хотелось.

В 6 часов утра вышел из номера и вокзала и уселся под навесом остановки ожидать маршрутку. Слабый дождь продолжался.

В гостинице «Цна», где меня поселили в 2-х местный номер по 500 рублей в сутки за койку, сосед, собиравшийся в дорогу, угостил горячим кофе, что было не лишним. Удобств в номере нет, только телевизор талдычит первую программу. Туалет в коридоре, причём в туалете имеется и душ. Номера в отеле, располагающемся в старинном двухэтажном доме, есть и с удобствами (значительно подороже), и толчеи в туалете не наблюдалось. Курят на пожарном выходе – это такая лоджия (все номера на втором этаже) с видом на двор.

Примерно к 10 часам дождь поутих, и я решился прогуляться по городу. Сразу же отправился неподалёку, в музей, расположенный по адресу ул. Советская, д.25. Солидное двухэтажное дореволюционное здание находится за тем корпусом торговых рядов, где размещён супермаркет «Бегемот». Билет – 25 рублей, а расписания я не видел.

На первом этаже размещена хорошая историческая экспозиция традиционного состава: кости мамонтов и других источников мясной гастрономии, предметы обихода мордвы – исконных обитателей этих краёв, предметов крестьянского быта XIX – начала XX века и т.п.

А вот на втором этаже – художественный отдел. Будущие тамбовские края лежали за пределами Засечной черты, осваивались российским государством сравнительно поздно, и всяческие вельможи стали получать здесь значительные латифундии только в 18 веке. Эти громадные чернозёмные поместья не успели за два века раздербаниться среди поколений многочисленных наследников. Моршанский уезд был велик – в него входили части нынешних районов: Пичаевского, Сосновского и даже Земетчинского Пензенской области. Богатых поместий в уезде было много – Бенкендорф, например, даже провёл частную железную дорогу (которая вяло функционирует до сих пор) в своё имение Сосновка. Долгорукие, Шуваловы, Воронцовы-Дашковы, Безобразовы и др. древние роды за долгие годы собрали много интересных экспонатов будущего музея.

Местный уроженец Пётр Петрович Иванов проявил инициативу по созданию музея в Моршанске, причём уже в 1918 году стал свою инициативу энергично и шустро реализовывать. Он успел вывезти из брошенных имений художественные произведения раньше, чем крестьяне подыскали им утилитарное применение.

В экспозиции много художественно исполненных предметов 16-17 веков иноземного производства, русские иконы и много деревянных церковных скульптур 18 века. Считается, что по количеству таких скульптур моршанский музей уступает только пермскому. Православная церковь допускала объёмные изображения святых только в местах, где христианство внедрялось среди язычников, как более привычные для этого контингента предметы поклонения. Я давно был в пермском музее, но мне показалось, что в моршанском скульптуры выполнены более квалифицированно и реалистично.

В залах много семейных портретов богатых помещиков Моршанского уезда работы разных русских и иностранных художников. Есть даже изображение (в традиционной овальной раме) ангелоподобного ребёнка работы Винтергальтера, большого специалиста по приданию идеальной красоты внешности заказчиков. Помимо многочисленных портретов – полотна разных жанров Айвазовского, Поленова, Шишкина, Саврасова и других известных, и не очень, художников. Много декоративных и жанровых скульптур (в основном с участием лошадей) работы Евгения Александровича Лансере, который родился в Моршанске и жил там до 14 лет, пока его отец-инженер совершенствовал судоходство по реке Цна.

П.П. Иванов ухитрился вывезти из разных имений даже много тяжеленной резной мебели импортного и российского производства, хотя для чего нужны диван или стол, знали даже самые дремучие крестьяне. Это ведь не картина маслом, которую разве что на онучи можно было использовать.

После музея отправился в сторону улицы Лотикова и Троицкого собора. Видел респектабельное здание бывшей гимназии, много двух и даже трёх этажных домов, очень нарядную старообрядческую Успенскую церковь (ул. Лотикова, д.96), а напротив неё - (ул. Лотикова, д.95) островерхую баптистскую, построенную недавно из силикатного кирпича.

Моршанск в 19 веке был центром большого, богатого уезда и начальным судоходным портом в верховьях реки Цна, текущей на север и впадающей в Оку, что позволяло зимой свозить в Моршанск зерно и другие припасы из южных губерний, а в навигацию их сплавлять к Москве, Волге и дальше в Петербург. В середине 19 века в городе постоянно проживало больше 20 тысяч жителей, да приезжих зимой и весной почти столько же.

В 90-х годах 19 века провели железные дороги, причём через Моршанск только широтную Сызрано - Вяземскую, а меридиональную для вывоза на север так и не построили. Ещё в 30-е годы 19 века, только услышав о железных дорогах, тамбовский губернатор предложил провести дорогу на север до Оки, куда, вдоль реки Цна, в то время простиралась губерния (уездным городом Тамбовской губернии был пос. Елатьма ныне Рязанской области). Но не срослось, а энергичного администратора перебросили в другой регион. Перед Первой мировой войной Цна перестала быть судоходной, да и надобность в весеннем сплаве отпала. Но богатства и респектабельные здания в Моршанске уже накопились.

Троицкий собор строился с 1836 по 1857 год, в эпоху процветания города, когда денег было особенно много. Храм очень крупный, высотой 75 метров, очень похож на Преображенский собор в Петербурге. Это редкий пример контрафактного копирования крупного архитектурного сооружения, т.к. зодчий В.П. Стасов, автор исходника, категорически отрицал свою причастность к возведению Троицкого собора в Моршанске. Видимо одолел соблазн скопировать большемерный, респектабельный и элегантный храм.

Стоит собор обзорно, посреди обширной площади, чего не скажешь о прототипе: Преображенский собор в Питере тесно окружён высокими солидными зданиями и просматривается плохо. В Моршанске часть пространства вокруг Троицкого собора занимает городской парк с крупным обелиском в память борцов за дело пролетариата, детскими качелями и каруселями. Надо сказать, что окружающие дома не соответствуют величественности храма – хотя многие и неплохие, но разномастные.

Вышел на берег Цны. Набережная (ул. Свободы) была запроектирована с большим отступом от кромки берега и создавала возможность создания респектабельной набережной, но не получилось. Среди двух-трёхэтажных домов затесался одноэтажный деревянный домик, да ещё в недавние времена состоятельный моршанец организовал свою усадьбу совсем по-деревенски: по красной линии выставил высоченный сплошной забор, а верхи дома эклектических очертаний торчат далеко в глубине.

 

В это время дождь усилился, и я был вынужден вернуться в гостиницу. Примерно через час дождь поутих и пошёл я приискать горячей и съедобной пищи. Нашёл маленький кафе-бар на Октябрьской площади, где мне подали нормальный обед. На площади расположено множество строений и понять их нумерацию затруднительно, тем более что самих номеров на домах нет. Ориентиром может служить краснокирпичная аптека на углу с Интернациональной улицей. От неё пойти метров 30 перпендикулярно Интернациональной.

После обеда дождик закончился, и я пошёл прогуляться по центру города. На огромной Октябрьской площади, помимо зданий, располагается несколько сквериков, украшенных всякими мемориалами и памятниками, в т.ч. бронзовая статуя Всеволода Боброва. Изображён великий спортсмен во время футбольного матча, что отражает только одну грань его таланта – он был не менее знаменитым хоккеистом. Но все успехи пришли к нему гораздо позже пребывания в Моршанске: Бобров в городе родился и был оттуда увезён в трёхлетнем возрасте.

Дождь совсем прекратился, и я прогулялся по контуру старинных кварталов по улицам: Сакко и Ванцетти, Пушкина, Лотикова и Красной. На этих улицах уже появляются жилые пятиэтажки, которых внутри контура нет. На улице Пушкина видел старое здание Моршанской табачной фабрики, декорированное в недавние времена сайдингом. Фирменно-сувенирной лавки при фабрике нет, а хотелось бы купить знаменитой махры с патриотической символикой. В музее представлено много благодарственных писем и грамот от высоких чинов за помощь фронту в разгроме врага. Наверное, были и грозные указания об увеличении выпуска стратегической продукции. Но теперь это не соответствует линии партии и скоро, видимо, письма и грамоты из экспозиции изымут и уж наверняка не станут об этом писать в едином учебнике, излагающем единственно верную историю.

Примерно два часа дождя не было, но когда я шёл по ул. Красной к Троицкому собору, с целью перейти Цну и посмотреть на храм с противоположного берега (судя по фотографиям самый эффектный ракурс), маленький дождик начался. В ожидании худшего я повернул назад и направился в сторону гостиницы. Худшее подтвердилось – дождь усилился. Ещё я жалею, что не смог сходить на Зелёную улицу, посмотреть дом №32, где сейчас располагается медицинское учреждение, а когда-то был железнодорожный вокзал тупикового типа, т.к. первоначально, 1868 году, железная дорога была построена от Ряжска до Моршанска, а уж потом продлена в обе стороны. Судя по фотографии в музее, вокзал был довольно большой, и с плоским куполом, к которым я питаю необъяснимое пристрастие.

После 18 часов дождик поутих, и я отправился поужинать в то же кафе. Народу там опять не было, а я за весь день заметил только пиццерию на Интернациональной улице. После ужина (дождь временно прекратился) я прошёлся на автостанцию приобрести билет на завтрашний утренний московский автобус до Шацка. Билет стоит 79 рублей, причём 8 из них – страховка, что подтверждается соответствующим полисом на 80 тыс. рублей. Билет я купил, чтобы завтра поутру не суетиться. Списал также запутанное и явно неполное расписание, которое вывешено только внутри небольшого кассового зала с несколькими скамейками. После хотел ещё прогуляться, но опять закапал дождь – пришлось возвращаться и отсиживаться в гостинице.

Утром к 7 утра пришёл на моршанскую автостанцию. Ориентиром для её поисков может служить красивое, двухэтажное, дореволюционное здание, недавно отреставрированное для ЗАГСа, а когда-то им владела дама с нестандартной фамилией – Фонтанова. ЗАГС стоит напротив въездных ворот на территорию автостанции. Автостанция переехала на ул. Маркса недавно и пока что в дальнем углу разворотной площадки устроен досчатый сортир. Рядом с дверью автостанции в 7 часов с минутами открылся буфет с горячим чаем и кофе.  

 

 

 

Дорога до Москвы – 227 км+197 км

 

Автобус до Москвы комфортабельный и большой. Сели в него человек 20, и почти каждый занимал целое сиденье. Двухполосная дорога от Моршанска до Шацка недавно отремонтирована и пока находится в приличном состоянии. На восток, к населённым пунктам на реке Цна отходят асфальтированные дороги.

Я предполагал доехать до Шацка, там вылезти, добраться до центра города (автобус на автостанцию не заходит), побродить по Шацку несколько часов, пообедать там, а потом с автостанции доехать до Рязани. Но дожди разной интенсивности продолжались почти всё время и сорвали выполнение этого плана.

Я доплатил водителю 200 рублей и поехал до Рязани. Остановки с выходом из автобуса были в Путятино и Кирицах. В Путятино маленький домик автостанции и рядом, зачем то, раковина эстрады, за которую заходили имеющие острую потребность.

На подъезде к Кирицам, за озером, эффектно смотрелся причудливый дворец, когда-то возведённый Ф.О. Шехтелем для Сергея Павловича Дервиза - сына строителя первых железных дорог Рязанской губернии. Уже много лет во дворце и прилегающем парке располагается санаторий для детей, больных костным туберкулёзом, и посещение территории затруднено. Я там был когда-то и удивился множеству пандусов, как будто заранее устроенных для малоподвижных больных.

Мелкий дождь продолжался и когда доехали до Рязани. Вышел на площади Победы и минут 10 шёл к зданию железнодорожного вокзала Рязань-1. На прилегающей к вокзалу территории идет большая стройка – возводят высокие дома.

Вокзал Рязань-1 – большой, проход в него не требует наличия билета. Я на 20 минут опоздал на электричку-экспресс до Москвы отправлением 11.25, а следующая только в 16.34. Я знал, что примерно в 14 часов уходит от станции Рязань-2 единственная за день электричка до Москвы, а от Рязань-1 в 13 часов отправляется электричка до Узуново. Я взял билет до Вешняков, сел на эту электричку с тем, чтобы доехать до станции Рыбное, а там пересесть на идущую от Рязань-2.

Электричка на Узуново состояла из 6 старых вагонов с фанерными сиденьями. Приехал в Рыбное к какой-то пустынной платформе с полуразгромленными навесами и без расписания. Перешёл по длинному мосту через множество ж/д путей и вышел к маленькому вокзальчику с кассой, примыкающему к пути на Рязань. Убедился, что электричка от  Рязань-2 появится больше, чем через час и решил поесть. Местные мне указали кафе на привокзальной площади, но там, при высоких ценах, предполагается неторопливая релаксация.

Мне повезло – дождя в это время не было, а начался мелкий, когда я вернулся на пустынную платформу в сторону Москвы. Электричка пришла во-время, и к этому времени и немного пассажиров подтянулось.

От Раменского электричка шла с редкими остановками на крупных станциях. Я доехал до Выхино, но подождать подходящую электричку до Вешняков не получилось. Для ускоренных электричек обустроены отдельные платформы, а перейти на платформу для «медленных» электричек невозможно, т.к. пропускные агрегаты не воспринимают билетов на промежуточных станциях. Поехал домой на метро.

Закостеневшие за 100 лет монополизма мозги железнодорожников совсем отключились под руководством дилетанта Якунина, и постоянно создают очередные мелкие и крупные пакости для неуёмных пассажиров, которые всё ездиют и ездиют...

Время в пути (включая ожидание на станциях) от дверей гостиницы в Моршанске до дверей квартиры составило 11 часов.