Поездка в Петербург в августе 2001 года с остановкой в Вышнем Волочке
Это описание (как и
остальные см. http://georfed.narod.ru)
изготовлено в виде слегка беллетризованной инструкции для тех людей, которые
желают путешествовать самостоятельно, не связывая себя обязательствами с
туристскими конторами, и которым, по различным причинам, уже требуется комфорт
несколько больший, чем может обеспечить палатка, хотя бы и очень прочная.
Записки, в основном,
касаются организационно-хозяйственных проблем, возникающих при путешествии и
личным впечатлениям. Краеведческие материалы, набранные из Интернета см. http://georfed.narod.ru/texts/2001-SP.htm
Дорога от Москвы до Вышнего Волочка
В Тверь прибыли на 5 мин. раньше
расписания и я успел пересесть на электричку до Бологое 11-16 (ходит только в
выходные).
Отправление электричек от платформ №3
(на Москву) и №4 (на Бологое). Платформы расположены в торцах «островной»
станции. Вокзал на «острове» сейчас ремонтируется, но кассы работают. Билет до
Вышнего Волочка стоит 31 руб.
При дефиците времени в кассы соваться
не обязательно – по вагонам бродит то ли контролер, то ли кассир.
С обеих сторон ж/д путей от Москвы до
Петербурга сооружен новый забор: из толстой проволоки в крупную ячейку,
прикрепленной к рамке из уголка, а та приварена к ж/б столбикам.
Старая, «бещевская» загородка, исчезла
практически бесследно, а она была выполнена из довольно длинных и тяжелых
железобетонных узорчатых конструкций.
«Вынесет все…» писал поэт Некрасов о
русском народе.
В Вышнем Волочке видел огородный забор
из этих ж/б элементов.
Упоминается с
1437 года; город с 1770г.; р.ц.Тверской обл.;
на реках
Тверца и Цна;
Станция ж/д
дороги на линии Бологое-Лихославль; 55 тыс. жит.
Карта г.Вышний
Волочек - http://www.russiamaps.newmail.ru/69.htm
Вокзал сохранился неизменным с
середины XIX века – он большой и оригинальный: два здания по обеим сторонам
путей, соединенные старым, клепанным металлическим переходом. На вокзале
круглосуточно работает буфет, где в микроволновке разогревают сытную, хорошо
приготовленную еду.
Но я, торопясь, прошел мимо буфета, и
вышел на привокзальную площадь. Посмотрел на остановку городских автобусов и
решил прогуляться пешком по ул. Ленина до центра города. В 200 метрах от
вокзала увидел кафе «Лакомка» (с 9 до18), где, не заметив особых лакомств,
нормально пообедал.
Гостиница «Березка» расположена на
углу ул. Ленина и ул. Кирова. Ул. Кирова – это основная магистраль, по которой
круглосуточно, непрерывным потоком, с шумом и ревом, двигаются транзитные
машины.
Койко-место в гостинице стоит от 70 до
250 руб. в сутки. Есть номера с удобствами. При гостинице круглосуточно
работает небольшое кафе, где можно хорошо поесть.
Но я уже пообедал и, бросив вещи,
отправился прогуляться по городу. Обычно в первую очередь, я посещаю местный
краеведческий музей, но в Волочке он давно и безнадежно закрыт на ремонт.
Город исключительно оригинален: четыре
реки, много плотин, каналов, мостов и мостиков. Многие каналы имеют гранитную
облицовку (без парапетов) и вообще все сооружения производят очень капитальное
впечатление.
Около одной из плотин (на ул. Кирова)
расположен автовокзал – одноэтажное, небольшое и очень потрепанное здание. От
ж/д вокзала до него примерно полчаса пешком, можно доехать на городских
автобусах (вставка: в 2005 году автовокзал функционировал на площади ж/д
вокзала). В городе больше 10-и маршрутов (проезд – 3 руб).
Водная система давно не функционирует,
плотины поддерживают уровень воды, каналы не чистят: они заросли кувшинками и
лилиями. Вода чистая, но купаться неудобно – видел всего несколько приемлемых
подходов к воде. Да никто и не купается – Ильин день уже прошел. А вот стиркой
и ловлей рыбы занято множество народу. Некоторые шлепают веслами или катаются
на водных велосипедах – около Богоявленского собора, в центре города, есть
лодочная станция.
В городе сохранилось еще несколько
церквей. Они все выглядят богато и импозантно, но старинностью не страдают.
На окраине города, в конце ул.
Володарского, (туда ходит автобус №10) расположен Казанский женский монастырь.
Два мощных собора и колокольня, построенные в конце XIX века сейчас
восстанавливаются после многолетнего пребывания на этой территории воинской
части. Купола монастырских сооружений видны даже из вагона поезда –
остальные достопримечательности города с железной дороги разглядеть нельзя.
Центр города представляет собой
богатый уездный город, есть даже театр. В сквере около театра, помимо
уморительно смешных зверей, напоминающих львов, установлен памятник
Венецианову: художник и крестьянка, похожая на персонажа одной из его картин.
Памятник подчеркнуто статичный, как и картины Венецианова. Всяческих скульптур
в городе много: само собой – несколько Ульяновых и Лениных, указывающих в
разные стороны, есть и другие ширпотребные: стилизованные космонавты, доярки и
т.п. персонажи, а также молодой Лермонтов, стоящий рядом с домом, почти на
тротуаре, на одной из городских улиц.
Центр застроен зданиями прошлого и
позапрошлого века.
Старинные каменные дома, двух- и трехэтажные,
стоят на прямых улицах, выходящих в водным артериям под острыми или тупыми
углами, уж как пришлось при наложении прямоугольной сетки проездов на
прихотливые извивы многочисленных протоков. Это сильно напоминает Петербург с
его величавой противоестественностью.
Но в Волочке много и деревянных
зданий, тоже солидных, нарядных и «городских» - с балконами, пилястрами и т.п.
И каменным и деревянным домам больше
ста лет и срок им уже подошел: сгнила столярка и перекрытия, многие стоят
сейчас заброшенные, а реставрация таких сооружений обходится очень дорого и,
видимо, восстановить их в прежнем великолепии не удастся.
В таком состоянии находится путевой
дворец XVIII века и многие другие здания. Некоторые, например, при впадении
тверецкого канала в Цну, уже частично разломаны.
В советские времена был снесен большой
и интересный собор, который стоял в очень выигрышном месте: с видом на Цну,
между двумя корпусами торговых рядов. На его месте поставлено невразумительное
административное здание.
Но самое примечательное – все-таки
каналы: противоестественно прямые, во многих местах укрепленные тесаным
гранитом, они напоминают, в сочетании с домами петербуржской архитектуры,
северную столицу, хотя окрестный пейзаж совершенно иной. Впечатление от этого
несоответствия примерно такое же, как от Ниловой Пустыни на Селигере.
Походил я по городу до позднего
вечера, прогулялся еще с утра и решил остаться в симпатичном городе еще на
сутки, тем более что в связи с проездом Ким Чен Ира по железной дороге и
ремонтными работами, все расписание сбилось и нужно было уезжать или слишком
рано или слишком поздно – с шансом не попасть в Питер в приемлемое время.
Днем решил посмотреть на Вышневолоцкое
водохранилище и пешком
направился через город в том направлении.
Сначала сходил на Новоцнинскую плотину
– посмотрел на бурный водослив, оглядел водохранилище, по берегам которого
«москвичи скупили все дома», как сказал мне не слишком трезвый хранитель
гидротехнического сооружения. Искусственное озеро большое – другой берег
просматривается плохо.
Затем направился вдоль берега к дому
Сердюкова, строителя Вышневолоцкой системы, у которого в гостях неоднократно
бывал Петр Первый. Двухэтажный дом был поставлен живописно, на небольшом мысу.
Сейчас в нем живут граждане, не отличающиеся чистоплотностью, вокруг все
застроено какими-то хибарами и очевидная прелесть места утрачена.
Встреченный мной местный житель,
который шарил по лесу в поисках убежавшей от него коровы и по этому случаю
резко и болезненно протрезвевший, сказал, что раньше около старинного дома
располагался пионерский лагерь, а теперь живет городское начальство.
Но окрестности по-прежнему живописны –
весь берег зарос сосновым лесом, есть песчаные подходы к воде. Обратно в город
возвратился по другой дороге, тоже песчаной, через лес, состоящий, в основном,
из старых елей. Вышел к Цне в районе леспромхоза и колонии с колючей проволокой
и с автоматчиками на вышках.
Вечером прогулялся еще раз по каналам.
Дорога от Вышнего
Волочка до Петербурга
До Бологого доехал я на электричке примерно
за час (билет – 10 руб.)
На вокзале видел объявление о наличии комнат
отдыха пассажиров.
В Бологом пообедал в железнодорожной
столовой – по переходу нужно пройти через пути, там, на ул. Дзержинского, около
водокачки, в доме отдыха локомотивных бригад, если зайти со двора (вывески
нет), она и расположена. Потом прошелся по городу по той же улице,
расположенной между ж/д путями и озером с грязноватыми берегами, (видел еще и
городскую столовую) и вернулся на вокзал.
Билет решил купить на поезд №612 –
Великие Луки – Петербург, т.к. электричками, с пересадками в Окуловке и Малой
Вишере, добираться хлопотно.
Билеты продаются по паспорту за час до
прибытия. Местные жители в очереди за билетами утверждали, что это самый
удобный и дешевый (в общем вагоне – 70 руб.) способ добраться до Питера.
Бологое – станция «островного» типа и
через некоторое время милиционеры, мобилизованные со всего города, вежливо
попросили очистить платформу №1, т.к. великий вождь корейского народа должен
был мимо нее проехать по пути из Питера. В туалет, расположенный в торце
платформы также никого не пускали. Страждущие высказывались экспрессивно и
образно: как о самом вожде, так и о его ближайших предках, как по женской, так
даже и по мужской линии.
Сразу после проезда Кима была выпущена
припозднившаяся электричка до Окуловки, отправляющаяся с самого дальнего от вокзала
пути.
Наш поезд, который выезжал «из-за
угла», дожидался поезда Кима у входного семафора и опоздал прибытием на час. В
общем вагоне – мягкие кресла.
Я заболтался с соседом по креслу и не
заметил объезда Веребьинского оврага, а теперь уж и не увижу, т.к. именно в
2001 г. дорогу спрямили, и исчезло материальное воплощение этого мифического
«следа от пальца Николая Первого».
Поезд шел головным в чреде
запаздывающих, двигался очень быстро, и прибыл в Питер по расписанию.
На страницу краеведческой информации - http://georfed.narod.ru/texts/2001-SP.htm
На главную страницу - http://georfed.narod.ru/