Поездка в Петербург в августе 2001 года с остановкой в Вышнем Волочке

Это описание (как и остальные см. http://georfed.narod.ru) изготовлено в виде слегка беллетризованной инструкции для тех людей, которые желают путешествовать самостоятельно, не связывая себя обязательствами с туристскими конторами, и которым, по различным причинам, уже требуется комфорт несколько больший, чем может обеспечить палатка, хотя бы и очень прочная.

Записки, в основном, касаются организационно-хозяйственных проблем, возникающих при путешествии и личным впечатлениям. Краеведческие материалы, набранные из Интернета см. http://georfed.narod.ru/texts/2001-SP.htm

 

Дорога от Москвы до Вышнего Волочка

  В Тверь прибыли на 5 мин. раньше расписания и я успел пересесть на электричку до Бологое 11-16 (ходит только в выходные).

  Отправление электричек от платформ №3 (на Москву) и №4 (на Бологое). Платформы расположены в торцах «островной» станции. Вокзал на «острове» сейчас ремонтируется, но кассы работают. Билет до Вышнего  Волочка стоит 31 руб.

  При дефиците времени в кассы соваться не обязательно – по вагонам бродит то ли контролер, то ли кассир.

  С обеих сторон ж/д путей от Москвы до Петербурга сооружен новый забор: из толстой проволоки в крупную ячейку, прикрепленной к рамке из уголка, а та приварена к ж/б столбикам.

  Старая, «бещевская» загородка, исчезла практически бесследно, а она была выполнена из довольно длинных и тяжелых железобетонных узорчатых конструкций.

  «Вынесет все…» писал поэт Некрасов о русском народе.

  В Вышнем Волочке видел огородный забор из этих ж/б элементов.

 

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

Упоминается с 1437 года; город с 1770г.; р.ц.Тверской обл.;

на реках Тверца и Цна;

Станция ж/д дороги на линии Бологое-Лихославль; 55 тыс. жит.

Карта г.Вышний Волочек - http://www.russiamaps.newmail.ru/69.htm

 

  Вокзал сохранился неизменным с середины XIX века – он большой и оригинальный: два здания по обеим сторонам путей, соединенные старым, клепанным металлическим переходом. На вокзале круглосуточно работает буфет, где в микроволновке разогревают сытную, хорошо приготовленную еду.

  Но я, торопясь, прошел мимо буфета, и вышел на привокзальную площадь. Посмотрел на остановку городских автобусов и решил прогуляться пешком по ул. Ленина до центра города. В 200 метрах от вокзала увидел кафе «Лакомка» (с 9 до18), где, не заметив особых лакомств, нормально пообедал.

  Гостиница «Березка» расположена на углу ул. Ленина и ул. Кирова. Ул. Кирова – это основная магистраль, по которой круглосуточно, непрерывным потоком, с шумом и ревом, двигаются транзитные машины.

  Койко-место в гостинице стоит от 70 до 250 руб. в сутки. Есть номера с удобствами. При гостинице круглосуточно работает небольшое кафе, где можно хорошо поесть.

  Но я уже пообедал и, бросив вещи, отправился прогуляться по городу. Обычно в первую очередь, я посещаю местный краеведческий музей, но в Волочке он давно и безнадежно закрыт на ремонт.

  Город исключительно оригинален: четыре реки, много плотин, каналов, мостов и мостиков. Многие каналы имеют гранитную облицовку (без парапетов) и вообще все сооружения производят очень капитальное впечатление.

  Около одной из плотин (на ул. Кирова) расположен автовокзал – одноэтажное, небольшое и очень потрепанное здание. От ж/д вокзала до него примерно полчаса пешком, можно доехать на городских автобусах (вставка: в 2005 году автовокзал функционировал на площади ж/д вокзала). В городе больше 10-и маршрутов (проезд – 3 руб).

  Водная система давно не функционирует, плотины поддерживают уровень воды, каналы не чистят: они заросли кувшинками и лилиями. Вода чистая, но купаться неудобно – видел всего несколько приемлемых подходов к воде. Да никто и не купается – Ильин день уже прошел. А вот стиркой и ловлей рыбы занято множество народу. Некоторые шлепают веслами или катаются на водных велосипедах – около Богоявленского собора, в центре города, есть лодочная станция.

  В городе сохранилось еще несколько церквей. Они все выглядят богато и импозантно, но старинностью не страдают.

  На окраине города, в конце ул. Володарского, (туда ходит автобус №10) расположен Казанский женский монастырь. Два мощных собора и колокольня, построенные в конце XIX века сейчас восстанавливаются после многолетнего пребывания на этой территории воинской части.  Купола монастырских сооружений видны даже из вагона поезда – остальные достопримечательности города с железной дороги разглядеть нельзя.

  Центр города представляет собой богатый уездный город, есть даже театр. В сквере около театра, помимо уморительно смешных зверей, напоминающих львов, установлен памятник Венецианову: художник и крестьянка, похожая на персонажа одной из его картин. Памятник подчеркнуто статичный, как и картины Венецианова. Всяческих скульптур в городе много: само собой – несколько Ульяновых и Лениных, указывающих в разные стороны, есть и другие ширпотребные: стилизованные космонавты, доярки и т.п. персонажи, а также молодой Лермонтов, стоящий рядом с домом, почти на тротуаре, на одной из городских улиц.

  Центр застроен зданиями прошлого и позапрошлого века.

Старинные каменные дома, двух- и трехэтажные, стоят на прямых улицах, выходящих в водным артериям под острыми или тупыми углами, уж как пришлось при наложении прямоугольной сетки проездов на прихотливые извивы многочисленных протоков. Это сильно напоминает Петербург с его величавой противоестественностью.

  Но в Волочке много и деревянных зданий, тоже солидных, нарядных и «городских» - с балконами, пилястрами и т.п.

  И каменным и деревянным домам больше ста лет и срок им уже подошел: сгнила столярка и перекрытия, многие стоят сейчас заброшенные, а реставрация таких сооружений обходится очень дорого и, видимо, восстановить их в прежнем великолепии не удастся. 

  В таком состоянии находится путевой дворец XVIII века и многие другие здания. Некоторые, например, при впадении тверецкого канала в Цну, уже частично разломаны.

  В советские времена был снесен большой и интересный собор, который стоял в очень выигрышном месте: с видом на Цну, между двумя корпусами торговых рядов. На его месте поставлено невразумительное административное здание.

  Но самое примечательное – все-таки каналы: противоестественно прямые, во многих местах укрепленные тесаным гранитом, они напоминают, в сочетании с домами петербуржской архитектуры, северную столицу, хотя окрестный пейзаж совершенно иной. Впечатление от этого несоответствия примерно такое же, как от Ниловой Пустыни на Селигере.

  Походил я по городу до позднего вечера, прогулялся еще с утра и решил остаться в симпатичном городе еще на сутки, тем более что в связи с проездом Ким Чен Ира по железной дороге и ремонтными работами, все расписание сбилось и нужно было уезжать или слишком рано или слишком поздно – с шансом не попасть в Питер в приемлемое время.

  Днем решил посмотреть на Вышневолоцкое водохранилище и пешком

направился через город в том направлении.

  Сначала сходил на Новоцнинскую плотину – посмотрел на бурный водослив, оглядел  водохранилище, по берегам которого «москвичи скупили все дома», как сказал мне не слишком трезвый хранитель гидротехнического сооружения. Искусственное озеро большое – другой берег просматривается плохо.

  Затем направился вдоль берега к дому Сердюкова, строителя Вышневолоцкой системы, у которого в гостях неоднократно бывал Петр Первый. Двухэтажный дом был поставлен живописно, на небольшом мысу. Сейчас в нем живут граждане, не отличающиеся чистоплотностью, вокруг все застроено какими-то хибарами и очевидная прелесть места утрачена.

  Встреченный мной местный житель, который шарил по лесу в поисках убежавшей от него коровы и по этому случаю резко и болезненно протрезвевший, сказал, что раньше около старинного дома располагался пионерский лагерь, а теперь живет городское начальство.

  Но окрестности по-прежнему живописны – весь берег зарос сосновым лесом, есть песчаные подходы к воде. Обратно в город возвратился по другой дороге, тоже песчаной, через лес, состоящий, в основном, из старых елей. Вышел к Цне в районе леспромхоза и колонии с колючей проволокой и с автоматчиками на вышках.

  Вечером прогулялся еще раз по каналам.

 

Дорога от Вышнего Волочка до Петербурга

До Бологого доехал я на электричке примерно за час (билет – 10 руб.)

На вокзале видел объявление о наличии комнат отдыха пассажиров.

  В Бологом пообедал в железнодорожной столовой – по переходу нужно пройти через пути, там, на ул. Дзержинского, около водокачки, в доме отдыха локомотивных бригад, если зайти со двора (вывески нет), она и расположена. Потом прошелся по городу по той же улице, расположенной между ж/д путями и озером с грязноватыми берегами, (видел еще и городскую столовую) и вернулся на вокзал.

  Билет решил купить на поезд №612 – Великие Луки – Петербург, т.к. электричками, с пересадками в Окуловке и Малой Вишере, добираться хлопотно.

  Билеты продаются по паспорту за час до прибытия. Местные жители в очереди за билетами утверждали, что это самый удобный и дешевый (в общем вагоне – 70 руб.) способ добраться до Питера.

  Бологое – станция «островного» типа и через некоторое время милиционеры, мобилизованные со всего города, вежливо попросили очистить платформу №1, т.к. великий вождь корейского народа должен был мимо нее проехать по пути из Питера. В туалет, расположенный в торце платформы также никого не пускали. Страждущие высказывались экспрессивно и образно: как о самом вожде, так и о его ближайших предках, как по женской, так даже и по мужской линии.

  Сразу после проезда Кима была выпущена припозднившаяся электричка до Окуловки, отправляющаяся с самого дальнего от вокзала пути.

  Наш поезд, который выезжал «из-за угла», дожидался поезда Кима у входного семафора и опоздал прибытием на час. В общем вагоне – мягкие кресла.

  Я заболтался с соседом по креслу и не заметил объезда Веребьинского оврага, а теперь уж и не увижу, т.к. именно в 2001 г. дорогу спрямили, и исчезло материальное воплощение этого мифического «следа от пальца Николая Первого».

  Поезд шел головным в чреде запаздывающих, двигался очень быстро, и прибыл в Питер по расписанию.

 

 

На страницу краеведческой информации - http://georfed.narod.ru/texts/2001-SP.htm

 

На главную страницу - http://georfed.narod.ru/


Сайт создан в системе uCoz