Перед вашими глазами находится текст приложения к описанию путешествия в Петербург с остановкой в Вышнем Волочке в 2001 году (см.http://www.georfed.narod.ru/). Указанное описание посвящено, в основном, организацационно-бытовым вопросам и личным впечатлениям.

Информация о достопримечательностях населенных пунктов, их истории и другие сведения, которые автор заведомо мог только позаимствовать из умных книг, вынесены в данное приложение, информация в который натаскана из Интернета, без соблюдения авторских и смежных прав, в процессе подготовки к путешествию, а также после него, для уточнения информации.


 

БОЛОГОЕ

город в Тверской области, областного подчинения, районный центр, в 164 км к северо-западу от Твери. Расположен на северной окраине Валдайской возвышенности, на озере Бологое. Крупный железнодорожный узел (линии на Москву, Санкт-Петербург, Великие Луки, Псков, Рыбинск). Население 35,5 тыс. человек (1992; 30,6 тыс. в 1979).

Первое упоминание о «сельце Бологом над озером Бологим « в писцовых книгах Деревской пятины Новгородской республики относится к 1495 году. Этот год считают датой основания города.

В 1851 после постройки Николаевской ж.д. (ныне Октябрьская) открыта станция Бологое, вокруг которой вырос ж.д. посёлок с депо и мастерскими. Название по расположению при озере Бологое.

      Город - с 1926. В современном Б.: заводы - арматурный, "Строммашина", электрофильтров; мебельная и швейная фабрики; предприятия пищевой промышленности и железнодорожного транспорта.

 

БОЛОГОЕ ГОСТИНИЦА

171070, Тверская область, Бологое г., Кирова ул., 22

(08238) 22377 - Служба размещения (08238) 22534 - Администратор  (08238) 22534

* год реконструкции: 2004 номера: 1-местный (кол-во 9, от 550 руб.), 2-местный (кол-во 10, от 550 руб.), люкс (кол-во 10, от 1100 руб.) досуг и отдых: кафе (мест 60), сауна

 

Бологое— станция I класса и село по Николаевской железной дороге, начало Рыбинско-Бологовской, в середине между Петербургом и Москвой. Зимой очень большое движение грузов с Рыбинской на Николаевскую жел. дор. Бологовское озеро Валдайского уезда Новгородской губернии, занимает 5,8 кв. верст.

 

Бологовский краеведческий музей имени Н.И. Дубравицкого.

Адрес музея: Тверская область, г. Бологое, д. 4   Тел. (238) 2-29-43

Музей открыт для посетителей: Ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 8.30 до 17 часов .

Музей основан в 1970 году. С 1997 года носит имя его основателя Николая Ивановича Дубравицкого.

В залах музея расположена основная экспозиция, рассказывающая об истории Бологовского района и о знаменитых людях, чьи имена вошли в его историю.

Экспозиция музея раскрывает следующие темы:

“Крестьянский быт XIX века”

“ Железная дорога в истории города”

“История Добровольного пожарного общества в Бологое”

“Следы далеких предков”

“Культура провинциального города второй половины XIX века”

“Бологое в документах и фотографиях с 1917 года до наших дней”

В музее можно приобрести книги местных краеведов, карту Бологовского района, буклеты, значки. Картины бологовских художников и сувениры, выполненные народными умельцами.

В музее работает выставочный зал, в котором регулярно проходят выставки работ художников и народных умельцев.

 

Экономика

Заводы: "Строммашина", арматурный, мебельная и швейная фабрики. Предприятия пищевой промышленности и ж.д. транспорта.

 

На географических картах Бологое появилось в 1851 году как станция Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. По территории Бологовского района проходит автомагистраль Москва-Санкт-Петербург.

сам город раскинулся по берегам двух озер: Бологое и Огрызковское. Рыбаки могут рассчитывать на окуня и леща, плотву и щуку, судака, а с недавних пор – и на угря.

 

В наши леса любил приезжать на охоту государь – император Александр II.

В усадьбу А.Ф.Гильфердинга, дипломата, историка, члена корреспондента Санкт-Петербургской академии наук и собирателя русских былин, приезжали и подолгу гостили известные писатели И.С.Тургенев и И.С.Аксаков.

Русский адмирал и флотоводец Ф.Ф.Матюшкин, участник кругосветных путешествий, исследователь Северного морского пути был частым гостем усадьбы “Высокое” у хлебосольного князя Д.А.Эристова. Здесь же в 1857 году И.И.Пущин обвенчался с Н.Д.Фонвизиной. вдовой генерала-декабриста. Проведшей многие годы в сибирской ссылке вместе с мужем.

Не раз наезжал в бологовские края знаменитый театральный художник и график И.Я.Билибин. Удачные пейзажные этюды, написанные в окрестностях Березайки и Лыкошино, использованы им при создании известной картины “Богатыри”, иллюстраций к сказкам “Золотой петушок” и “Сказка о царе Салтане”.Список имен можно продолжить: С.Чехонин и Семья Рерихов, А.Ф.Керенский и Пушин, композитор Борис Александров и В.Ходасевич…

 

    Тёплый вокзал, 232 сидений без ручек, имеется розетка для кипятильника.

Вкусная питьевая вода берется в колонке у 6-ой платформы напротив головы состава электрички на Окуловку. Буфет - тёплый, работает круглосуточно.

сохранившееся монументальное кирпичное депо на станции Бологое II никогда не эксплуатировалось, его построили как резервное.

 

Автостанция - маленькая будка рядом с вокзалом (с западной стороны его). На той же западной стороне можно найти железнодорожную столовую - она находится внутри Дома отдыха путейских бригад (четырёхэтажное кирипичное здание рядом с водонапорной башней), работает круглосуточно,

вывески нет, цены копеечные.

    Междугородний телефон на вокзале работает почти круглосуточно (перерывы

с 7.40 до 8.00 и столько же вечера),

 

В Бологом решается судьба мебельной фабрики. Недавно на этом бывшем государственном предприятии, проходящем процедуру банкротства, сменился собственник. Им стал местный частный предприниматель. Со сменой формы собственности работники предприятия связывают большие надежды на возрождение предприятия. Так, уже сейчас после длительного застоя фабрика получила первые заказы на изготовление наборов офисной мебели, столов, стульев, шкафов и других изделий, выполненных по эскизам заказчиков. Любопытно, что делают мебель здесь всего лишь тринадцать человек, большинство из которых – представительницы слабого пола. В этом году впервые за последние несколько лет они получили вовремя заработную плату.

 

Юрия Сенкевича по-настоящему любили зрители. Он попал в плеяду телевизионных ведущих советского призыва, которые воплощали на экране тип очень хорошего и очень близкого каждому человека. У него с телезрителями складывались особые, задушевные отношения, которые и позволили ему оставаться в этой роли 41 год, дольше, чем кому-либо, за что он и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Хотя на самом деле в жизни Сенкевича было много такого, что действительно заслуживает особых отметок. Родился он в семье потомственных врачей, вырос в Ленинграде, где закончил Военно-медицинскую академию. По распределению стал начальником медсанчасти в Бологое, затем, желая заниматься наукой, перевелся в Москву, в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР, откуда вместе со всей лабораторией перешел в Институт медико-биологических проблем.

 

1975. Репортаж о новом здании дома отдыха локомотивных бригад на станции Бологое

 

В зону обслуживания депо Тверь отнесены и участки закрытых в настоящее время депо Бологое и Ржев, где также имеются пригородные направления, обслуживаемые тепловозной тягой.

====================================

 

 

Перед вашими глазами находится текст приложения к описанию путешествия в Петербург с остановкой в Вышнем Волочке в 2001 году (см. http://www.georfed.narod.ru/). Указанное описание посвящено, в основном, организацационно-бытовым вопросам и личным впечатлениям.

Информация о достопримечательностях населенных пунктов, их истории и другие сведения, которые автор заведомо мог только позаимствовать из умных книг, вынесены в данное приложение, информация в который натаскана из Интернета, без соблюдения авторских и смежных прав, в процессе подготовки к путешествию, а также после него, для уточнения информации.

 

================================================================

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

город в Тверской области, областного подчинения, районный центр, в 119 км к северо-западу от Твери. Расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности Железнодорожная и автомобильная магистрали Москва - Санкт-Петербург. Пристань на Вышневолоцкой водной системе.

      Население 64,3 тыс. человек (1992; 16,6 тыс. в 1897; 31,2 тыс. в 1926; 66 тыс. в 1959; 74 тыс. в 1970; 71,4 тыс. в 1979).

      Возник на водоразделе двух водных бассейнов - Балтийского и Каспийского. Товары, поднимавшиеся на мелких судах до Николо-Столбенской пристани, разгружались и гужом перевозились до р. Цна, где находилось поселение Вышний Волочек. В 1703-22 по распоряжению Петра I под руководством голландских мастеров в Вышнем Волочке осуществлено строительство канала - первого искусственного водного пути в России. Затем по указу он был передан в содержание новгородскому гидротехнику М. И. Сердюкову и его наследникам; канал был расчищен, построены новые сооружения, создано водохранилище. Путь через Мету и Тверцу в Волгу был одним из важных путей сообщений западноевропейских стран со странами Юго-Восточной Азии. С 1770 Вышний Волочек - город Новгородской, с 1775 Тверской губернии С XVIII в. в Вышнем Волочке и его окрестностях стали возникать лесопильные заводы, мельницы, кузницы; появилось значительное судостроение. Но главным занятием населения было обслуживание судов на Вышневолоцкой системе. К концу XIX в. действовали 15 фабрик и заводов (в том числе кожевенные, чугунолитейные, кирпичные, пивоваренные, мукомольные); это был один из самых благоустроенных городов в Тверской губернии; его украшали каналы и шлюзы, окружённые садами и бульварами. С сокращением движения по Вышневолоцкой водной системе и с образованием новых торговых центров на железнодорожных станциях (Бологое и Спирово) экономическое значение В. В. упало, город стал развиваться как центр текстильной промышленности. До 1917 В. В. - место политической ссылки (здесь её отбывали В. Г. Короленко, В. П. Обнорский и др.).

     В современном Вышнем Волочке: Промышленных предприятий — 25. Из них самые крупные: стекольный завод “Имени 9 января”, хлопчатобумажный комбинат “Вышневолоцкий текстильщик”, трикотажная фабрика “Парижская коммуна”, прядильно-ткацкая фабрика “Таболка”, мебельно-деревообрабатывающий комбинат, фабрики - пианино, зеркально-багетная и др.; опытно-экспериментальный завод по производству дорожной техники предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный завод) и др.

Старейший в области Вышневолоцкий драматический театр (1896 г.), Краеведческий музей (1932 г.).Дом культуры, кинотеатр “Родина”, 5 библиотек. Детская школа искусств, Дом творчества для детей и юношества, детский Дизайн-центр, Театр юного зрителя “Прикосновение”, детско-юношеская спортивная школа.

Средне-специальных учебных заведений — 2: медицинское училище и механико-технологический техникум. Школ общеобразовательных — 17 (в том числе 1 гимназия). Дошкольных учреждений — 18.

Два стадиона: “Спартак” (1961г.) и “Авангард”. Футбольная команда города “Волочанин — 89”, с 1991 года играет во 2-й лиге первенства России.

Действующие православные храмы: Богоявленский Собор, Церковь Успения Богородицы. Казанский женский монастырь.

      Облик города в основном определяется промышленной и жилой застройкой XIX-XX вв. В центре сохранились торговые ряды (XIX в.), собор (XIX в., псевдорусский стиль), на правом берегу Цны, у гранитного шлюза, - каменный 2-этажный дом (1703-19), в котором останавливался Пётр I по пути из Москвы в Санкт-Петербург.

 

Гостиница "Автотур-Норд" (Вышний Волочек) Адрес: г. Вышний Волочек, Москва-Санкт-Петербург, 321 км, тел. (48233) 4-91-33, 4-91-72

 

Гостиница "Березка" (Вышний Волочек) Адрес: г. Вышний Волочек, ул. Кирова, д. 61, тел. (48233) 1-25-45, 1-27-68

 

Парк-Отель "Лагуна" (Вышний Волочек) Номера разной степени комфортности, бар.

Адрес: г. Вышний Волочек, ул. Егорова, д. 22-а, тел. (48233) 2-16-67, 2-21-61

 

Вышний Волочек - уездный город Тверской губернии, на системе каналов (Тверецкий и Цнинский), соединяющих реки Цну и Мсту с Тверцою. Через В. проходит СПб.-Московское шоссе, а в 1 версте - Николаевская железная дорога (ст. Волочек). Город получил название от "Вышнего волока" (в отличие от "Нижнего волока", близ г. Боровичей), по которому в старину гужом перевозились товары от Николо-Столобенской пристани (на р. Тверце) к р. Цне, лотом снова грузились на суда и водою шли в Новгород. Селение В. Волочек лежало на берегу р. Цны; время основания его неизвестно; в 1546 г. в нем было "73 двора тяглых, 13 церковных и 9 пустых". Городом В. Волочек наименован в 1772 г. Вышний Волочек выстроился на месте бывшего болота, из которого когда-то брали начало pp. Тверца и Мста. Окрестности В. Волочка тоже болотисты. Климат сырой и крайне нездоровый. Холера, посещая в нынешнем столетии несколько раз Тверскую губ., ни разу не миновала Вышнего Волочка. население города в 1886 г. 15881 (7931 м. и 7950 ж.); особенно население быстро росло во время процветания В.-Волоцкой водной системы. В настоящее время В. Волочек один из самых людных и благоустроенных городов Тверской губ. Много красят его каналы и шлюзы, окруженные садами и бульварами, исправно содержимыми ведомством путей сообщения. Домов 2641 (326 кам., 2315 дер.). Торговых заведений 436, фабрик и заводов 15; из них самые значительные 2 бумагопрядильные и ткацкая фабрики. С упадком движения по В.-Волоцкой системе и с образованием новых торговых центров на станциях железных дорог (Бологое и Спирово) торговое значение Вышнего Волочка сильно пало. В городе управление III округа путей сообщения, при нем кондукторская школа (81 учащ.); городской общественный банк Ермакова, богадельня бр. Ермаковых (140 призрев.), земская больница на 40 кроватей, начальных училищ: городских 4, земское 1 (учащ. 204 мальч. и 128 дев.).

 

Русской Венецией называют Вышний Волочек. Реки, каналы, озера, водохранилище - главная примета города. Вышневолоцкие набережные протянулись на 32 километра, а через каналы и реки перекинуто около 30 мостов. Возникновение города связано с существованием волока на древнем торговом пути, соединявшего бассейны рек Балтийского и Каспийского морей. Баржи с грузами по Волге, а затем по ее притоку реке Тверце доходили до места, где сейчас в поселке Белый Омут стоит построенная в XIX веке Николо-Столбеневская церковь. Здесь товары выгружались на берег и затем волоком перетаскивались на 10-верстное расстояние. Далее путь шел но рекам Цне и Мсте. На Мсте было сорок порогов, и самыми опасными являлись Боровицкие. Здесь товары и баржи больше 30 км перетаскивали по суше. Этот волок получил название Нижнего, а волок у устья реки Тверцы - Верхнего или Вышнего, а за меньшую протяженность его называли "Вышний Волочек".

Вышневолоцкие каналы и шлюзы, построенные в начале XVIII века, стали частью первой в России искусственной водной системы, по которой почти два столетия переправлялись грузы с юга России в новую столицу - Петербург. Недаром на гербе города, данном ему в 1772 году, изображалась груженая лодка. Со строительством Мариинской и Тихвинской систем Вышневолоцкий водный путь стал приходить в упадок и почти совсем прекратил свое действие после ввода в эксплуатацию железной дороги между Москвой и Петербургом.

Во второй половине XIX века Вышний Волочек из города лоцманов, судостроителей и ямщиков превращается в центр текстильной промышленности. В 1857 году была построена первая в городе бумагопрядильная фабрика, через два года - хлопчатобумажная, а в 1881 году - прядильно-ткацкая.

 

На Вышнем Волочке люди селились издавна. Сопровождали груженые барки, занимались гужевыми перевозками, торговали. Однако найти достоверные письменные свидетельства раннего возникновения посада на Вышнем Волочке пока не удается. То ли плохо ищем, то ли за пятьсот лет после возникновения Русского государства никто и словом не обмолвился о посаде на древнем волоке.

 

Лишь в XV веке, когда митрополит Киевский и всея Руси Исидор в 1437 году совершил “Хождение на Флорентийский собор”, Вышний Волочек был упомянут с абсолютной достоверностью как селение на дороге между Москвой и Новгородом: “От Твери до Торжка 60 верст. А от Торжка до Волочка — 70. От Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду. От Волочка до Новгорода по реке 300 верст. А кони шли берегом”.

 

Расти бы посаду год от года, набирать силу, да княжеские междоусобицы покоя не давали. Всех обид и разорений не счесть, а в 1471 году войско князя Оболенского-Стриги, идя на Новгород, прошло через Вышний Волочек, оставив после себя “пусту землю...”.

 

Позднее, по приказу Ивана III учреждается вышневолоцкий ям. Слобода ямская располагалась в конце посада по Цне и по Московской дороге. Ямщики — государевы люди! Освобождались от податей, получали нарядную форму и жалованье. Были у них и дворы, и огороды, и выпасы, и покосы. Обжилась ямская слобода, обстроилась, а тут новая напасть. Опричное войско Ивана Грозного в 1570 году прошло сквозь Вышний Волочек. “Царевы люди дома пожгли, а ямщики разбежались”. Через три года последовало распоряжение — беглых ямщиков собрать и дополнить новыми. “Всего на Московской дороге на яму на Вышнем Волочке устроено пятьдесят человек, а у них сто пятьдесят меринов добрых”. И на тракте, и на волоке ямщики были обеспечены работой в достатке.

 

К концу ХVI века Вышний Волочек становится погостом. Так и писали: погост Никольский на Вышнем Волочке на реке Цне. Погост состоял из рядка и ямской слободы. Была холодная церковь Николая Чудотворца “древяная вверх” и теплая церковь Дмитрия Солунского. На рядке было 45 дворов пашенных и непашенных, и проживало 46 человек. Любопытно отметить, что стали возникать улицы — Большая, Новгородская... Лавок было пять, и в них велась торговля хлебом, калачами, солью, мясом и рыбой. Значились две водяные мельницы — “колеса немецкие” — пороховой и селитренный амбары. Среди вышневолоцких жителей особо выделялись ремесленники: Гаврилко- гвоздечник, Терех -тележник, Богданко — кузнец и Понтюха — винщик. На берегу, у заводи реки Цны, напротив Никольских лавок располагалась таможня. А таможенники “сидят и тамгу збирают по годам на веру”.

Главным событием, изменившим облик Никольского погоста на Вышнем Волочке, стало строительство судоходного канала между реками Цна и Тверца. Дабы открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю, 300 лет назад Петровским указом от 12 января 1703 года было положено начало созданию Вышневолоцкой водной системы, связавшей центральные области страны с новой российской столицей - Санкт-Петербургом. Указ этот предписывал соединить каналом реку Тверцу, впадающую в Волгу, с рекой Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю.

Исполняя волю государя, окольничий Андрей Матвеев нанял в Амстердаме шлюзных мастеров. Под их техническим руководством и был прорыт первый русский судоходный канал - Тверецкий. Согласно преданию, Петр I прошел пешком от Цны до Тверцы и сам наметил трассу будущего канала. Работа по рытью канала велась вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности.

На вышневолоцкие “перекопные работы” было приказано выслать 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Гагарин. А техническое руководство царь поручил пяти голландским “слюзным мастерам” во главе с Адрианом Гаутером.

Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Для удержания воды на канале были построены два шлюза, по берегам вбиты сваи. Уже тогда через канал было перекинуто два моста - один для пешеходов, другой для гужевого транспорта.

Барки по большой воде прошли через канал, голландские мастера получили вознаграждение и отправились по домам. Газета “Ведомости” писала, что “начатое дело Божией помощью в совершенство приведено”. Канал стали называть Гагаринский.

 Однако прокопанный голландцами канал оказался мелководным, а гидросооружения, оставленные без присмотра, ветшали и заносились песком и илом.

А уже летом выяснилось, что воды в Тверце и в канале не хватает для свободного хода судов, что голландцы не проявили глубоких знаний шлюзного дела и не учли местных условий. Вода по высокому месту не пошла.

Последующие десять лет судоходство по Тверецкому каналу было сплошным мучением. Многие караваны не прошли, и “Воспоследовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий”.

С удовольствием наблюдали гибель Тверецкого канала вышневолоцкие ямщики. Все работы по перевалке грузов из Тверцы в Цну доставались им, а это сулило хорошие барыши. Везти товар гужом в десять раз дороже, чем по воде!

Петр I пытался исправить ситуацию, приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов. Задача ставилась предельно ясно: как ликвидировать мелководность — главный недостаток Вышневолоцкого водного пути. Иноземные мастера разводили руками. В 1719 году специальная комиссия убедилась, что шлюзовые ворота сорваны и унесены во время половодья, шлюзы завалило, сваи все сгнили. Канал во многих местах засыпало песком.

Наполнить канал водой и починить шлюзы взялся новгородский "купецкий человек" М.И. Сердюков в 1719 году. Он и стал на целых 35 лет содержателем Вышневолоцкой водной системы: строил шлюзы, чистил Тверецкий канал, укрепляя его берега, прорывал новые каналы: Он же строил и мосты через эти каналы.

В Российском государственном архиве древних актов хранится подробная опись Вышневолоцких гидросооружений, сделанных Сердюковым. Опись эту по требованию Сената составили в 1738 году полковник Иван Невельской и геодезист Федор Теглев. Документ содержит сведения о двух мостах над каналами. Мост через Тверецкий канал был длиной 30 метров и шириной 8, 5 метра, "и под оным мостом ходят суда".

Другой мост был перекинут через Цнинский канал, прорытый Сердюковым, чтобы спрямить русло реки Цны. Согласно описи Невельского и Теглева, на Цнинском канале был сделан "им же, Сердюковым, через канал мосте перилами и намощен брусьями, а по брусьям намощен трехдюймовым тесом, и под оным ходят суда, а по тому мосту имеется проезжая большая Санкт-Петербургская дорога". Мост имел в длину 51 метр при ширине 8, 5 метра.

Если посмотреть на план Вышнего Волочка, составленный всего десятью годами позже, можно увидеть, что дорога проходила по Ванчаковой линии через городской сад и выходила на Новгородскую улицу. Так что старый "сердюковский" мост над Цнинским каналом был несколько дальше нынешнего Санкт-Петербургского моста. Возможно, именно этот мост изображен в альбоме акварелей М.М. Иванова, сделанных им в 1785 году во время поездки Екатерины II в Вышний Волочек. К сожалению, высота моста в описи Невельского и Теглева не указана, но на акварели мы видим, что она достаточна для прохода барок. Изображенный Ивановым мост имеет дугообразную форму и соединяет весьма крутые берега.

Мост через Цнинский канал мы видим и на гравюре С.Ф. Галактионова, помещенной в "Ручном дорожнике" 1802 года. Этот известный путеводитель "для употребления на пути между двумя императорскими всероссийскими столицами" содержал сведения о городах, "по оному лежащих", с описанием "обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест". Первое издание путеводителя было выпущено в 1801 году в связи с коронацией Александра 1. Оно имело посвящение от составителя Ивана Глушкова супруге государя Елизавете Алексеевне, которая должна была совершить поездку из Петербурга в Москву на эту церемонию. "Ручной дорожник" содержал самую разную информацию - от архитектуры до инженерно-технических сооружений. В него вошли описания Твери, Вышнего Волочка, Выдропужска, Торжка, села Медное.

Путеводитель И. Глушкова содержал не только изображение моста над Цнинским каналом, но и подробнейшее описание моста в устье Тверецкого канала. Это был первый в России мост с применением деревянных ферм, ставший сразу местной достопримечательностью.

Но в 1801 году на Цнинской набережной было построено специальное здание биржи для найма судорабочих. А мост вскоре сгорел. Восстановить его оказалось не так просто, так как строительные работы ни в коем случае не должны были мешать движению караванов к Северной столице. Проход барок с хлебом, железом, лесом через Тверецкий канал был гораздо важнее удобства местных жителей, желавших перейти или переехать с одного берега на другой. Однако все же для них был сделан временный наплавной мост.

Построить новый мост взялся "шлюзный мастер" из конторы Боровичских порогов Борман. Последний рапорт составлен 23 октября 1808 года. Директор Вышневолоцкой конторы докладывает, что "вместо преждебывшего чрез Тверецкий канал висячего крытого моста таковой же на складных из кирпича быках и плечах постройкою закончен, и проезд по оному сего месяца 4-го числа открыт переездом, а временный наплавной мост разобран".

В 1845 - 1846 годах Тверецкий мост вновь был перестроен. В его конструкции опять были использованы деревянные фермы, но уже без боковой обшивки. Авторами проекта явились инженеры П.И. Лосев и К. Кейзер, а руководил работами инженер-капитан А.А. Шатилов. Русские инженеры в отличие от американских считали, что обшивка, "делая из моста что-то такое, не похожее ни на дом, ни на мост, вовсе не благоприятствовала к украшению моста",

Работы по перестройке моста через Тверецкий канал проводились в бытность главноуправляющего путями сообщения графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Граф качеством их оказался недоволен: "Работы произведены нечисто, все вырезки и соединения в брусьях сделаны нетщательно, мост дурно окрашен, устои моста, хотя и остались прежние, но исправить и подновить их ничто не препятствовало, как только одно невнимание".

В результате члену правления путей сообщения подполковнику Венедиктову, наблюдавшему за постройкой, был сделан выговор, а непосредственный производитель работ Шатилов подвергнут недельному аресту. Все недостатки предписывалось "немедленно исправить на счет виновных и по исполнении донести".

Крытый Тверецкий мост сгорел во время пожара 10 мая 1895 года. В этот день огнем, сопровождавшимся сильным ветром, было уничтожено 150 домов.

В начале 30-х годов XIX века через Вышний Волочек прошла дорога с твердым покрытием. Это было первое шоссе в России. На слой песка и гравия клали булыжник плоской стороной кверху, затем плотно подгоняли и утрамбовывали с помощью деревянных катков. Трасса Московского шоссе прошла по другим улицам, нежели проходил Санкт-Петербургский тракт. Со стороны Северной столицы это было вызвано разливом Заводского водохранилища - в 1828 году площадь его была увеличена в десять раз. А в сторону Москвы изменения были вызваны спрямлением старой дороги.

Новая трасса потребовала и сооружения новых мостов. Их было построено три на гранитных устоях - Цнинский, Московский и Санкт-Петербургский. Цнинский мост был перекинут через реку Цну при въезде в город со стороны Петербурга. А на выезде из города в сторону Москвы через Тверецкий канал был построен новый мост. Он был расположен примерно в километре от старого Тверецкого моста и получил название Московский.

Новый мост был построен и через Цнинский канал - Санкт-Петербургский. Он располагался значительно ближе к началу канала по сравнению со старым "сердюковским" мостом. Автором проекта явился инженер К.Я. Рейхель. Под мостом с одной стороны был сделан проход для бурлаков и коноводов, тянувших барки в Цнинский канал.

Давно уже не ходят барки по Вышневолоцкой водной системе, перестроены мосты через ее каналы и реки, но следы от бурлацкой бечевы до сих пор видны на старых гранитных устоях Санкт-Петербургского моста.

 

Кто же был этот новгородец Михайла Сердюков, который своим иждивением брался рыть каналы и шлюзы ставить, и денег из государевой казны не просил?

Был он “мунгальского роду”, и звали его Бароно, Имегенов сын. Родился в 1678 году на реке Селенге. Отец — мастеровой человек, делал луки и стрелы. И ездил в Китай для продажи лошадей. Как-то во время стычки монголов с казаками Бароно, которому в то время было тринадцать лет, попал в плен. В Енисейске купил его за десять рублей приказчик Иван Сердюков. Выучил грамоте, счету, приобщил к торговому делу и крестил Михаилом. Так Бароно Имегенов стал Михаилом Ивановичем Сердюковым, человеком, которого мы по праву считаем подлинным создателем Вышневолоцкой водной системы. После того, как Иван Сердюков умер, его крестника и доверенного приказчика взял на работу московский купец Матвей Евреинов. Выполняя для Евреинова различные поручения, Сердюков и сам нажил капитал, стал новгородским купецким человеком, женился и завел собственный дом. Брал казенные подряды на поставку муки в армию. Купцом он был отменным, и знающие люди прозвали его “новгородский мельник”. Занимался Сердюков и винокурением, снабжая питейные дома спиртными напитками. Все это и позволило ему составить приличное состояние. В Вышнем Волочке он выполнял “казенные комиссии” на поставку провианта для строителей Тверецкого канала. Тяготы движения по неустроенным рекам знал досконально.

 

26 июня 1719 года последовал Указ об отдаче Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути с разными привилегиями. Указом предписывалось местным управителям и всякого рода чиновным людям “убытков и волокит ему не чинить, шлюзы самовольно не отпирать и приказчиков его не бить”.

 

Получив Указ, Сердюков принялся за дело с усердием и прилежанием: шлюзы починил, канал вычистил, воды реки Шлины обратил в Цну.

 

В 1722 году Сердюков спрямляет опасный для судоходства рукав Цны постройкой Цнинского канала длиной 1280 метров и строит на нем шлюз. Долгое время канал этот назывался Сердюковским.

 

Петр I не оставлял Сердюкова своим вниманием. В “Походном журнале” Петра есть запись за 1723 год: “Февраля 27 дня обедали на Вышнем Волочке, и тут изволил смотреть каналов и мельниц и протчего строения у Сердюкова, и был тут до вечера...”

 

Работами Сердюкова Петр остался доволен, а пуще того был доволен, что в Российском Отечестве сыскался человек, который просвещенной Европе нос утер, и шлюзные работы искуснее голландских мастеров выполнил. Пожаловал Сердюкову два золотых перстня. На одном под плоским бриллиантом был портрет Петра I в красном мундире, на другом — громадная четырехугольная бирюза с восточной надписью.

 

Именитого гостя принимал Сердюков в своем новом доме, что был выстроен в два этажа, в голландском стиле. До наших дней сохранился куст барбариса, по преданию, посаженный Петром I.

 

Замечая, что обильные весенние воды во время паводка попусту уходят из Вышнего Волочка, Сердюков задумал сберечь их и в меженное время подпитывать ими каналы. Он закрывает Цну-реку возле своих заводов и мельниц плотиной, собирает паводковые воды в Заводское водохранилище (6 кв. верст), и тем обеспечивает свободное судоходство в самое засушливое время.

 

Это водохранилище стало последним и, как впоследствии оказалось, самым важным звеном в системе вышневолоцких гидросооружений.

 

Никому до Сердюкова такая мысль не приходила в голову, тем более не была осуществлена. Видный гидротехник И. Ф. Штукенберг заметил, что постройки на Вышнем Волочке можно уподобить превосходной гидростатической машине, а весь “этот искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете”.

 

Точная дата смерти Сердюкова неизвестна. Предполагают, что он умер в 1754 году. Содержанием вышневолоцких каналов и шлюзов стал руководить его сын, получивший, в отличие от отца, уже хорошее техническое образование. По нелепой случайности он утонул в 1761 году в Заводском водохранилище. Дело перешло к 17-летнему внуку Михаилу, однако он не обладал ни способностями, ни характером отца и деда. Учась в Петербурге, пристрастился к кутежам и безделью. Тогда его мать, которая была дочерью знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова, написала прошение Екатерине II, выразив опасение, что из-за "дурного поведения" её сына Вышневолоцкие шлюзы могут прийти в "совершеннейшую гибель". В 1765 году на Вышневолоцкий водораздельный пункт был назначен управляющий. В 1774 году последовал именной указ Екатерины, по которому шлюзы и каналы, а также все находившееся на них строения: заводы, мельницы, кузницы, дома, лавки - были приняты в "казённое ведение". А Сердюковым "за все их привилегии" было выдано 170 тысяч рублей.

 

Водная система изменила облик посада настолько, что 28 мая 1770 года последовал именной Указ императрицы Екатерины II Сенату об учреждении Вышнего Волочка городом “на основании прочих Российских городов”, поскольку “пользу великую Российской коммерции приносит”.

 

2 апреля 1772 года утверждается герб Вышнего Волочка.

 

1 июля 1772 года в только что построенном пятикупольном соборе во имя Казанской Божьей Матери новгородский губернатор Я. Е. Сиверс торжественно зачитал Указ императрицы Екатерины II и провозгласил Вышний Волочек городом.

 

Жителей Вышнего Волочка записали мещанами, разрешили торговать и промышлять, содержать постоялые дворы, иметь лавки и торговать в домах. В молодом городе развернулось большое каменное строительство. Строили не абы как, но по “Генеральному соображению”. Наметилась регулярная планировка — прямоугольные в плане кварталы, образованные перпендикулярно прямыми улицами. Некоторые из них стали называться линиями — Жуковская, Ванчаковская, Островская... Часть улиц застраивалась косоугольными домами, дабы планировку не нарушать. “А кто каменный дом в Вышнем Волочке построит, того на пять лет от постоя освобождать”, — значилось в Указе.

 

В 1774 году государство выкупило у потомков М. И. Сердюкова Вышневолоцкую водную систему. Вместо обветшалых деревянных построек за счет казны стали возводить каменные дамбы и плотины, а набережные облицовывались гранитом.

 

В конце XVIII века Вышний Волочек, “богатый водой и статистикой”, насчитывал более 800 домов, 3 церкви, каменный Путевой дворец, 66 лавок, 11 питейных домов, 20 кузниц, 2 мучные, 3 пильные и 1 ветряную мельницу. Насчитывалось около 4 тысяч жителей: купцов, ремесленников, но большая часть занималась обслуживанием судоходства в качестве лоцманов, коноводов, концевых.

 

Жизнь городских обывателей — “народа вольного и не зависящего ни от какого начальства” — полностью зависела от проходящих караванов, которых за сезон насчитывалось три: весенний, меженный и осенний.

 

Отметим, что барки шли только в одну сторону, в Петербург, а там разбирались на барочные дрова. Средняя барка имела в длину 17 сажень (I сажень = 2м 13см), в ширину 4 сажени, грузоподъемность — 8 тысяч пудов. Строилась из хорошего елового или соснового леса. Для подъема к Вышнему Волочку по Тверце требовалось 10 лошадей и 4 коновода. Из Волочка барки уходили по сплаву: рули и мачты снимались, устраивались помосты, на которых стояли лоцман и рабочие, управляющие четырьмя огромными веслами-потесями. Длина такого весла — 10 сажень. Четырнадцать человек, во главе с концевым, управлялись с одной потесью.

 

В иные годы по каналам проходило до пяти с половиной тысяч барок. Для торговли в Вышнем Волочке часть судов причаливала к Торговой площади, осушенной в 1802 году Обводным каналом. На этой площади позднее были построены Торговые ряды на 50 и на 116 торговых лавок.

 

С приходом каравана в городе набиралось до десяти тысяч пришлого народа. Бойкая торговля шла в лавках, двери кабаков не закрывались, пред образами святых угодников в церквях горели свечи.

 

Вышневолоцкие каналы работали столь исправно, что надобности “дальнейшего впредь содержания” не требовали. Никто и не предполагал заниматься улучшением. Как говорится, от добра добра не ищут. Однако две страшные засухи, 1817 и 1826 года довели Вышневолоцкую водную систему до полного истощения вод и напомнили, что не все в этом мире в руках человеческих...

 

Караваны через Вышний Волочек не прошли и, как в худшие годы прошедшего века — зазимовали. Цены на хлеб в Санкт-Петербурге резко пошли вверх, народ заволновался, и это привело к тому, что правительство потребовало предпринять “что-нибудь решительное” для улучшения столь необходимой для государства системы судоходства.

 

Удивительно, но М. И. Сердюков, словно предвидя подобную ситуацию, писал, что через много лет найдется “упражняющийся” в гидротехническом искусстве, чтобы “дела в еще наилучшее состояние привести”. И опять, как часто бывает в трудные для нашего Отечества времена, такой человек нашелся. Это был директор Вышневолоцкой водной коммуникации, подполковник Осип Иванович Корицкий (1778—1829г.г.), который улучшение Вышневолоцкого водного пути исполнил самым блистательным образом. По его расчетам, чтобы обезопасить водную систему от любых неожиданностей, нужно было уровень воды в водохранилище поднять в два раза, тем самым увеличив площадь поверхности в десять раз.

 

Работы велись три года. Была построена Бороздинская дамба, площадь Вышневолоцкого водохранилища достигла 60 кв. верст. Впечатляющее зрелище представляли водосбросы. “Все ездили смотреть на домашнюю Ниагару, которая занимала тем более, что ее падение доставляло огромную пользу, а не одно пустое наслаждение взору”.

 

С ростом Санкт-Петербурга, Вышневолоцкая водная система уже не справлялась с возрастающим грузопотоком, и в дополнение к Вышневолоцкой были построены Мариинская и Тихвинская водные системы.

 

В середине XIX века Вышний Волочек — крупный уездный город Тверской губернии. Появилось городническое правление, казначейство, дворянская опека, уездные суды, окружное правление, училище кантонистов, городская дума. Большая часть этих зданий сохранилась до наших дней. А вот церковным постройкам повезло меньше. В начале XX века Вышний Волочек украшали 9 церквей, несколько каменных и деревянных часовен, одна синагога, а в окрестностях города действовали два монастыря: Казанский женский и Николо-Столпенский мужской. Большинство храмов уничтожено в советский период. Сегодня в городе 2 действующие церкви. С 1991 года вновь открылся женский монастырь во имя Казанской Божьей Матери.

 

В 1849 году через Вышний Волочек прошла Николаевская железная дорога. Вышневолочане, криками “ура!” приветствовавшие появление первого поезда, не догадывались, что он принес не только возможность лицезреть государя императора, но и конец их веселой, сытной и размеренной жизни. Какой-то злыдень писал: “Рытье каналов и устройство шлюзов стоило громадных расходов для государства. Спасибо железным дорогам, которые сбили спесь с этих дорогих водяных сообщений”.

 

В советское время была проведена третья реконструкция водной системы (1943—1947 г.г.), прорыт Ново-Тверецкий канал (5 км), площадь водохранилища доведена до 109 кв.км. Вышневолоцкие воды, долгие годы питавшие Санкт-Петербург, обратились к другой столице, питая и поддерживая ее.

 

Два века назад А. Н. Радищев писал: “Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною..., достоин памятника для дальнейшего потомства”. И теперь, когда Вышний Волочек получил статус исторического города (1990 г.), его главная достопримечательность — Вышневолоцкая водная система — непроизвольно стала памятником М. И. Сердюкову, первому российскому гидротехнику.

 

С вышневолоцким краем связаны художники И. И. Левитан, В. А. Коровин, балерина А. М. Павлова, певица Д. М. Леонова, актриса В. Ф. Комиссаржевская, государственный деятель А. А. Абаза, юрист Н. С. Таганцев, министр культуры Е. А. Фурцева, певец М. М. Магомаев...

 

В Вышнем Волочке родились: математик И. А. Вышнеградский, астроном С. П. Глазенап, художник А. И. Мещерский, гидротехник А. Н. Штукенберг...

 

Среди построек, сохранившихся в Вышнем Волочке с прошлых веков, интерес представляет архитектурный комплекс Торговых рядов (1837 и 1852 гг.), здания магистрата, полицейской управы, старинные купеческие дома с проездными арками...

 

   Сегодня в Вышнем Волочке сохранилась лишь одна церковная постройка XVIII века – Преображенский кладбищенский храм. Ул. Рабочая. Несмотря на значительные переделки и искажения, Преображенская церковь представляет интерес как наиболее ранняя сохранившаяся культовая постройка в городе. Расположена в центре кладбища, на вершине небольшого холма. Кирпичная двухэтажная церковь построена в 1779-1783 гг. В первом этаже находился теплый храм Пророка Ильи, во втором - летняя церковь Преображения. В 1826 г. здание оштукатурили и изменили декор фасадов. К 1865-1866 гг. относится устройство светового восьмерика над храмом и двух ярусов колокольни. Храм не действует, восстановительные работы пока не планируются.

 

   Век XIX был щедрым на постройку храмов. В 1813 году состоялось освящение Петропавловской церкви, по своим размерам превосходившей в Вышнем Волочке все остальные. Располагалась она на Садовой площади, на территории современного городского сада. Главный престол был освящён в память святых Петра и Павла, правый посвящён святой великомученице Екатерине, левый – пророку Варлааму Хутынскому. В 30-годы храм был взорван, на его местонахождение сегодня указывает сохранившееся земляное возвышение.

 

   К 1843 году на средства купца (впоследствии – городской глава) М.Ф. Ванчакова была построена трёхпрестольная Троицкая церковь, находившая за Тверецким каналом. Её главный престол посвящался Святой Троице, правый – Усекновению Главы Иоанна Предтечи, левый – святым Иоанну и Анне. До настоящего времени храм не сохранился.

 

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР Набережная Цнинского канала. Расположен в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом. Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, свойственные ложнорусскому стилю, Богоявленский собор приобрёл лишь к 1866 году, когда был весьма значительно перестроен. В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время как многие храмы Вышнего Волочка беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и некоторое время здание использовалось под склад. Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, его духовным оплотом и одной из главных достопримечательностей старинного города на древнем волоке. Здесь находится одна из главных, особо почитаемых местных святынь - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительствующей Вышнему Волочку.

 

Из всех церквей, возведённых в XIX веке, кроме Богоявленского собора, до сегодняшнего дня сохранилась ещё одна – Успения Богородицы. Построил её к 1868 году купец Флор Ермаков. Позднее им же была устроена богадельня при храме на 160 человек (сегодня в здании богадельни разместилась средняя школа №9). В годы советской власти церковь была закрыта и бездействовала вплоть до начала 90-х годов XX века. В настоящее время храм восстанавливается и действует, при нём открыта воскресная школа.

 

Александра Невского церковь (ПОДВОРЬЕ НИКОЛО-СТОЛПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ) Екатерининский проспект, 70-а. Кирпичная, оштукатуренная, на валунном цоколе церковь - единственная сохранившаяся постройка подворья. Характерна для периода эклектики, сохраняя при этом некоторые элементы позднего классицизма. Расположена в восточной части города. Построена в 1883 г. как Никольская часовня в память о кончине Александра II, обращена в церковь с освящением во имя Александра Невского в 1896 г. Рядом стояла деревянная столпообразная колокольня (не сохранилась). В начале 1970-х г. с запада и востока окружена более низкими кирпичными пристройками, декор которых воспроизводит формы первоначальной архитектуры. В 1998-1999 гг. при реставрации (по проекту Е.В. Кондаковой и А.В. Прохорова) восстановлена глава церкви.

 

Казанский летний собор Казанский проспект    В центре, на торговой площади, в 1759 - 1771 гг. был построен каменный Казанский собор (разрушен в 30-е годы). Монументальная пятиглавая церковь, отличавшаяся характерным для барокко сложным силуэтом, господствовала в панораме Вышнего Волочка.

 

Успенская церковь Ул. Коммунаров, 1/2    Комплекс, состоящий из церкви и примыкающей к ней с запада богадельни, является интересным памятником, в котором сочетаются элементы русского стиля и петербургской архитектуры первой четверти XVIII в. Расположен в бывшей Солдатской слободе под углом к красной линии улицы в глубине участка. Построен в 1864 - 1868 гг. на средства купца Я. Ермакова, по проекту вышневолоцкого городского архитектора А. Александрова. Кирпичная на гранитном цоколе и высоком подклете Церковь Успения выстроена в русском стиле и является одной из самых монументальных дореволюционных построек города.   Церковь была закрыта в 1932 г. Вновь открыта в 1995 г.

 

Прекрасно смотрятся отреставрированные храмы Казанского женского монастыря (осн. в 1872 г.). Свою летопись он ведёт с 1872 года – с того времени, как монахиней Досифеей здесь была основана первоначальная община. Сегодня монастырь возвращен к жизни. После долгих лет бездействия он вновь стал одним из важных духовных центров России.

Казанский собор Казанского монастыря был возведен в 1877 - 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского холодный Казанский собор. Его архитектура в целом повторяет другую постройку А.С. Каминского того же времени - Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице в Москве.

Надвратная церковь Ефрема Сирина и Неонилы Казанского монастыря. В 1883 - 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. Проездная арка перекрыта крестовым и коробовыми сводами с распалубками. С севера расположена усыпальница Сивохиных, с юга - лестница в церковь, расположенную на втором этаже.

В 1897 - 1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери Казанского монастыря. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей.

Веры, Надежды, Любви и матери их Софии часовня Казанского монастыря. Рядом с Казанским собором над могилой бложенной старицы Любушки (1912-1997) в 1999 году была освящена часовня. Здесь в 2000 году нашла упокоение другая старица М.И. Матукасова из Оптиной пустыни.

 

Вышневолоцкий краеведческий музей      Телефон: (233) 1-7635

Адрес: 171110, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Советская, 5

Вышневолоцкий краеведческий музей (Вышний Волочек) Адрес: г. Вышний Волочек, пр. ул. Ленина, д. 63

 

Казанский женский монастырь (Вышний Волочек) Очень хорошей сохранности монастырь XIX в. Действующий, женский. Для доступа посторонних лиц открыт только в воскресные дни на время Богослужения.

 

Архитектура Вышнего Волочка (Вышний Волочек) За свою сеть каналов город был прозван Русской Венецией. Сохранились набережные XVIII в. Очень интересна Новоцинская плотина.

Среди сохранившихся построек: Торговые ряды (1837, 1852), Преображенская церковь (1783), Путевой дворец (построен в 1779 г. для отдыха императорской фамилии - ул. Осташковская, д. 3)

Наиболее живописная застройка расположена к западу от центра, между Цнинским каналом и р. Цна и севернее Цнинского канала.

 

Вышневолоцкий государственный драматический театр (Вышний Волочек) В основу театра (1896) лег драмкружок, организованный по инициативе купца Н.Н. Федорова. При театре есть музей. Адрес: г. Вышний Волочек, пр. Ленина, д. 20, тел. (48233)

 

Вышний Волочек. Старинный город на трассе М10 Москва - С-Петербург, не имеющий объездной дороги и затрудняющий путешествие автостопом ввиду своей протяжённости (15 км вдоль трассы).

    <Транзит>: авт. 4 провезёт вас почти через весь город, от южного конца города почти до поста ДПС на северном выезде; идет он немногим более по вpемени, нежели машина - минут 20. Пpоезжает он гоpод следующим обpазом (с севеpа): заpождаясь около водохpанилища, сокpытого за плотиной, он следует по тpассе вплоть до того места, где висит табличка "Центp - напpаво> (неподалеку от моста чеpез канал). Там он уходит напpаво и следует по стаpинному центpу Волочка, котоpый весьма и весьма кpасив - там сохpанились стаpые дома и есть даже деpевянные. Выходит он на тpассу возле аналогичной таблички с дpугой стоpоны гоpода, и следует до бензоколонок на выезде, пpоезжая немного за них, и там своpачивает налево. В автобусе живет кондуктоpша.

    Существует также авт. 3 - он идёт из центра на северный выезд, и даже дальше, до поворота на Красный Май-Фирово, на котором есть хороший домик-кафе (можно попросить кипятка). Но поскольку эта позиция устарела (находящиеся рядом пост ДПС взорвали, а ведомственные ж/д пути через М10 разобрали и закатали в асфальт) - не факт, что красномайский поворот дас ист более лучшая позиция. К тому же, там еще и много торговцев красивой стеклопродукцией завода "Красный Май>.

    Здание с надписью "Вышний Волочек> на тpассе неподалеку от севеpного въезда в гоpод пpедставляет собой местный автовокзал (тел. 1-27-82)переехал на ж/д вокзал. Для достижения же железнодоpожного вокзала нужно достичь светофоpа (возле высокого здания с надписью на кpыше "Почта Телефон Телегpаф Радио> (pаботает до 18 часов, можно позвонить по межгоpоду), где свеpнуть налево (едем из Питеpа) на пpоспект/улицу им. В.И.Ленина (сам он пpедстанет вскоpе спpава от вас в виде поставленного на обычный большой постамент памятника величиной чуть меньше ноpмального pоста - выглядит довольно смешно). По сей улице Ленина вы следуете впеpед (по доpоге возможно посетить магазины и закупиться едой) весьма долгое

вpемя (возможно, минут 10), и в конце концов достигаете коpичневого здания, в коем и помещается вокзал Вышний Волочек (чуть в стоpоне от оси улицы).

 

    Hа вокзале сем имеется зал ожидания, заполненный пластмассовыми сиденьями с pучками, линейный отдел милиции и два незлобных милиционеpа пpи нем, два гоpодских телефона-автомата и один каpточный унивеpсальный. Вокзал открыт круглосуточно, телефон для справок: 1-67-27.

 

=============

В 12 км от города находится стекольный завод “Красный Май”. Это бывший Ключинский завод (1858 г.) купцов Болотиных. Гордость Ключинского завода — керосиновые лампы из цветного стекла с изящными разноцветными абажурами.

Экскурсия “Красномайские самоцветы” познакомит вас с современной технологией производства стекла, а также с работой мастеров — стеклодувов. Подобно скульптору, мастер создает свои произведения из раскаленной стекольной массы.

Основная продукция завода сегодня — хрусталь, посуда, техническое стекло. Особая гордость заводчан — сульфидно-цинковое стекло, способное менять свой цвет в зависимости от температурного режима обработки. Рубиновое стекло для звезд Московского Кремля создавалось в цехах стеклозавода “Красный Май”.

В заводском музее собрана отличная коллекция образцов как болотинского, так и красномайского стекла.

Решение другой важной проблемы (несколько лет назад здесь сгорел клуб) на подходе: строительство нового обязательно будет предусмотрено в областном плане следующего года. Несмотря на то, что головное предприятие - стеклозавод "Красный Май" - не работает, поселок не останется без тепла, воды, очистных сооружений...

 

-----------

На высоком берегу находится Дом творчества художников России “Академическая дача” имени И. Е. Репина (20 км от города).

Академическая дача была открыта в 1884 году на средства московского предпринимателя и мецената В. А. Кокорева как летний приют для студентов Императорской Академии художеств. С “Академичкой” связаны имена знаменитых русских художников И. Е. Репина, А. И. Куинджи, А. П. Рябушкина, И. И. Бродского, Н. К. Рериха...

С 1948 года Академическая дача работает как Дом творчества Союза художников РСФСР. Лучшие советские мастера живописи связаны

с Академической дачей творческими узами: С. В. Герасимов, Г. Г. Нисский, В. Н. Гаврилов, Ю. П. Кугач, братья А. П. и С. П. Ткачевы, Ф. П. Решетников, А. М. Грицай, А. П. Левитин, Н. А. Сысоев, В. Ф. Токарев, В. Ф. Шумилов, и др. Многие осели в этих краях, имеют дачи и мастерские, живут здесь большую часть года.

 

День Вышневолоцкого района в конце минувшей недели впервые праздновался на территории дома творчества Союза художников России "Академическая дача". И это в общем-то не случайно. Знаменитый "восьмигранник", который построен, говорят, без единого гвоздя, давно стал визитной карточкой не только "русского Барбизона", как вполне заслуженно называют порой "Академичку", но и всего Вышневолоцкого района. И на пригласительных билетах на праздник, разосланных самым почетным жителям района, изображен именно этот уникальный памятник архитектуры.

Впрочем, чтобы принять участие в Дне района, совсем не обязательно было иметь пригласительный билет - это праздник для всех.

Нынешний День района проходил под знаком 300-летия Вышневолоцкой водной системы. Ее "столицей", несомненно, является Вышний Волочек. А река Мста, которая берет свое начало вблизи "Академички" - это место, где формировались торговые караваны, которые везли в "северную столицу" не только продовольствие и промышленные товары, но и камни - основной строительный материал. К слову сказать, на "Академичке" и поныне стоит дом смотрителя, который (смотритель) из окошечка мансарды наблюдал за прохождением барок и следил, чтобы с каждой в полном объеме был получен налог.

 

В этой комнатке позднее жил и работал великий русский художник И.Е.Репин. Интерьер ее сохранен, и комната является частью экспозиции здешнего музея.

Вспоминая историю, связанную со строительством, а затем и работой уникального гидротехнического сооружения, коим является Вышневолоцкая водная система, организаторы и почетные гости праздника говорили о дне сегодняшнем. О том большом производственно-экономическом потенциале, который не растерял район.

----------

На протяжении последних четырех-пяти лет всем осужденным, попадающим по этапу в Вышний Волочек, непременно предлагают рабочее место. Вывод на оплачиваемую работу в учреждении составляет 78 процентов от всего контингента. Я думаю, что это один из лучших показателей и в области, и по России. Не по нему одному, естественно, а по сумме мест по разным показателям (по России их аж двадцать четыре!) Вышневолоцкая женская колония уж который год называется лучшей в стране. За нынешнее первое полугодие швейное производство вышневолоцкого учреждения произвело продукции на 25 миллионов рублей. Оно давно не работает на склад. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге с представителями учреждения охотно ведут переговоры и заключают контракты. Здесь знают, что Вышний Волочек никогда ни в чем не подведет.

-----------------------

Фурцева Екатерина Алексеевна (24.11(07.12).1910 - 24.10.1974) родилась в Вышнем Волочке Тверской губернии (Калининская область).

Катя закончила семилетку, в пятнадцать лет поступила на ткацкую фабрику, на которой работала ее мать. В двадцать лет фабричная девчонка вступила в партию. Вскоре следует первое партийное задание: ее направляют в Курскую область поднимать сельское хозяйство.

----------------------

член Политбюро Г.И.ВОРОНОВ. Поговорить с Геннадием Ивановичем удалось лишь четверть века спустя...

    - Я знал Хрущева с 1950 года, - рассказывал Воронов. - Как секретарь Читинского обкома партии, я отчитывался тогда в ЦК на оргбюро. Он был первым секретарем МК ВКП (б). И когда критики начали добивать меня - из-за кукурузы, - он встал на защиту. Кукурузу ведь уже тогда сеяли. В Чите я с 1939 года. Когда приехал туда, увидел, что в личных огородах прекрасно растет кукуруза и зерно вызревает. Мы решили сеять ее в колхозах и совхозах. А меня вдруг на оргбюро обвинили в том, что мы сеем кукурузу, а семена завозим с Украины. Потом мы встретились в 1954 году, когда они все ехали из Китая: Булганин, Микоян, Хрущев и Фурцева Катя. Кстати, с Фурцевой мы сидели в школе за одной партой, мы оба из Вышнего Волочка.

 

В.-Волоцкий уезд принадлежит к северным уездам Тверской губ. Во время процветания Новгорода Великого большая часть уезда принадлежала последнему; здесь же пролегала и граница новгородских владений от земель, принадлежавших сначала Тверскому княжеству, а впоследствии Москве. Остатки этой границы (земляные крепостцы и сторожевые курганы) встречаются до настоящего времени по берегам р. Мсты.

По данным земского исследования (1886) в В.-Волоцком у. 8148,9 кв. верст (843810 дес.), что составляет шестую часть всей Тверской губ.; по площади В.-Волоцкий уезд занимает первое место среди уездов губернии. Поверхность холмистая; отроги Валдайских гор перерезают уезд на всем его протяжении и служат водоразделом бассейнов Волжского и Балтийского;

Населенных пунктов в уезде 1574, в том числе 1 город, 11 поселков при ст. жел. дор., 5 монастырей (2 муж., 1 жен., с 2 жен. общинами), 54 села, 14 погостов, 1053 деревни и выселка и 436 проч. поселков (усадеб, сторож. и пр.). Самые крупные поселки (исключая город В. Волочек): ст. Спирово (1500 жит.) и село Коломна (бывшее Ям на СПб. - Моск. шоссе), с 1209 жит. - Жителей в уезде (исключая город В. Волочек) в 1886 году было 156910 (75465 муж. и 81445 жен.). Великорусов 124857, корел 31660, прочих национ. 393, в том числе 244 эста, начавших селиться в западной части уезда в 1884 г. 98,7% населения православные  Видов на отлучку выдано в 1886 г.: паспортов 15926, на 30-верстное расстояние 7704. По паспортам уходят преимущественно в Петербург и Кронштадт: извозчики, судовщики, мостовщики, плотники, стекольщики, дворники и чернорабочие; в губернии Петербургскую, Новгородскую и Псковскую - портные и женщины на огородные работы. По видам на 30-верстную отлучку уходят исключительно на железные дороги, на фабрики и заводы уезда и г. Вышнего Волочка.

Кроме водных путей, уезд пересекают железные дороги Николаевская и Рыбинско-Бологовская, С.-Петербурго-Московское шоссе и почтовый тракт в г. Осташков. Грамотность в уезде распространена весьма различно (колеблется по отдельным волостям между 56 и 11 на 100 жит. старше 8-летнего возраста), в общем грамотных 27% населения. Школ в 1888-89 гг.: 1 двухклассное учил. министерства народ. просв., 39 земских, 14 церковно-приходских, 136 школ грамотности; учащихся: 3901 мальч. и 628 девоч., что составляет 39% для мальч. и 6% для девоч. школьного возраста (8 - 14 лет). Учащих в земских школах 14 учителей и 85 учительниц. Больница одна, на 20 кроватей, 3 лечебницы и 8 фельдшерских пунктов содержатся земством. На берегу оз. Мстино - Владимирско-Мариинский приют Имп. академии художеств, служащий дачею для недостаточных студентов-академистов; устроен на средства В. А. Кокорева. Два сельских банка; обороты их ничтожны.

-------------------

    Узкоколейная железная дорога, идущая из северной части города на Терелесовские торфяные болота, частично разобрана, и пользоваться ею нельзя. То же самое можно сказать и о рейсовом пасс. судоходстве на Вышневолоцком вдхр. и оз. Мстино - регулярное (да и нерегулярное) сообщение с Градолюблей и Академической Дачей давно закончилось...

 

=============================================================

 

 

====================================

 

 

Перед вашими глазами находится текст приложения к описанию путешествия в Петербург с остановкой в Вышнем Волочке в 2001 году (см. http://www.georfed.narod.ru/). Указанное описание посвящено, в основном, организацационно-бытовым вопросам и личным впечатлениям.

Информация о достопримечательностях населенных пунктов, их истории и другие сведения, которые автор заведомо мог только позаимствовать из умных книг, вынесены в данное приложение, информация в который натаскана из Интернета, без соблюдения авторских и смежных прав, в процессе подготовки к путешествию, а также после него, для уточнения информации.

 


Сайт создан в системе uCoz